Те россияне, кто может позволить себе тратиться не только на текущие нужды, разрешили себе в 2017 году даже несколько больше, чем планировали полгода назад, говорится в исследовании холдинга «Ромир». Однако более трети (36%) респондентов заявили, что не совершали никаких крупных покупок за последние полгода. В опросе под крупными покупками понимались приобретения одежды, бытовой техники, домов и автомобилей. При этом 42% опрошенных не планируют ничего покупать и в ближайшие шесть месяцев.
Усталость от кризиса чувствуется не только у рядовых граждан, но и у работников социологических служб, они радостно отмечают уход показателей от дна, наблюдавшегося с середины 2015 года. Вчера, например, холдинг «Ромир» сообщил, что «россияне постепенно возвращаются к нормальному, докризисному стилю потребления, в том числе и в вопросе крупных покупок».
Этот вывод был сделан на основе опроса по крупным покупкам (куда входит приобретение не только квартир, машин, мебели, бытовой техники и смартфонов, но также одежды и обуви). Опрос проводится два раза в год, определяется, какие крупные расходы были совершены в семьях за последние шесть месяцев и какие планируются на следующее полугодие. В холдинге отметили, что весь 2017 год россияне не говорили о существенной экономии на крупных покупках, а траты сократили только на бытовую технику и ремонт жилья в конце года по сравнению с его началом.
По многим позициям направление затрат семейных бюджетов в 2017 году не изменилось: на медицинские услуги россияне в начале года тратили 16%, а ближе к концу – 15%. Стабильными остались доли на развлечения и занятия спортом (6%), оплату образовательных услуг (8%), покупку смартфонов (9%), мебель (7%), ремонт автомобилей (6%). Лишь на 1% – с 10% до 11% – выросла доля оплативших туристические поездки. С 27 до 30% увеличилась доля тех, кто купил одежду и обувь.
Декабрьский опрос показал, что россияне позволили себе больше крупных покупок, чем планировали полгода назад. Например, если существенные траты на медицинские нужды планировали 11% респондентов, то совершить их смогли 15% россиян. Вместо 21% россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершили 31%. Были «перевыполнены» планы по расходам на развлечения (6% вместо 4%), образование (8% против 5%), покупку смартфонов и ремонт авто.
Вместе с тем более трети (36%) респондентов заявили, что не совершали никаких крупных покупок за последние полгода. Этот показатель вырос за полгода на 5%. Более высокий показатель потребительской несостоятельности был зафиксирован только в самый разгар кризиса в 2015 году.
Напомним, что, по оценкам Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), по сравнению с докризисным уровнем января–октября 2013 года доходы населения, зарплаты и пенсии сократились в реальном выражении на 9,1%, 4% и 2,5% соответственно.
Резкий спад покупательной способности населения в 2015 году вполне объясним. А нынешний отказ трети населения от совершения таких покупок требует все же более тщательного анализа на фоне попыток властей уверить электорат, что худшее уже осталось позади. В 2015-м доля тех, кто тратился на отдых, сократилась по сравнению с 2014 годом в четыре раза, ремонтировать автомобили стали в три раза меньше людей, даже на одежде и обуви тогда стали экономить почти в три раза чаще. 39% декларировали, что вообще не покупают ничего «крупнее» тапочек. В 2016-м количество заявляющих, что, по сути, тратятся только на еду, несколько сократилось – до 31%, но результаты 2017 года, похоже, вновь пополнят их ряды. А свежее исследование «Ромира» говорит, что в ближайшие шесть месяцев не планируют ничего покупать уже 42% опрошенных.
Власти признают, что около 20 млн человек, то есть 13,5% от всего населения страны, живут на доходы ниже прожиточного минимума. Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин называет этот факт «как минимум неприятным показателем». Проблему этих людей оперативно решают в преддверии выборов президента в марте 2018 года: с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен достичь 85% уровня прожиточного минимума, а с мая – все 100%. Экстренно принимаются и другие меры: индексация на уровне инфляции пенсий, зарплат бюджетникам, стимулирующие меры для семей с детьми.
Однако даже такие экстренные меры могут не сработать, считают эксперты, опрошенные «НГ». «Повышение зарплат в госсекторе и административное увеличение МРОТ могут не сильно исправить картину. Ведь эти меры перераспределительные и к тому же чреватые сокращением занятости. Этот вариант и учитывают опрошенные «Ромиром», ожидая еще большего снижения частоты крупных покупок», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков.
«Размеры зарплат у многих работающих позволяют оплачивать только еду, транспорт и ЖКХ. А праздники, школа, детский сад, вуз или обязательный Интернет съедают даже небольшие излишки. За предыдущие несколько лет эти граждане потратили свои небольшие накопления и теперь живут от зарплаты до зарплаты (пенсий или пособий). Увеличение МРОТ поможет части граждан подняться от этой страшной планки выживания (хотя бы бюджетникам). Но стимулирующие меры должны также затрагивать и работников монополий, ЖКХ, учебных и лечебных учреждений, только тогда денежная подпитка будет иметь не такое большое значение, – считает руководитель департамента аналитики компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя.
«Число граждан, которые не делают так называемые крупные покупки, растет по очевидной причине – люди нищают. В отличие от чиновников правительства наши граждане живут в этой реальности и не видят никакого «умеренного экономического роста». Поэтому сокращают расходы. Первыми под нож идут крупные покупки, максимум денег оставляется на продукты питания. Можно обойтись без нового холодильника, походить в дырявом ботинке, но без хлеба и макарон не прожить, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – Еще одна проблема: чудовищная закредитованность населения. Люди уже не могут позволить себе крупные покупки даже в кредит. Кредиты берутся, чтобы погасить другие кредиты. Меры, принимаемые правительством, совершенно недостаточны. Нужно восстановить быстрые темпы экономического роста. Для этого необходимо сократить неэффективные расходы бюджета, дать возможность бизнесу спокойно работать, начать вкладывать деньги в реальные сектора экономики, перестать спонсировать экономику США, размещая там наши фонды и многое другое. Но сложно ждать от действующего состава правительства таких решительных мер».
Источник: Независимая Газета