Инвестиционное оживление в России выглядит весьма экзотически: в 45% территорий вложения в основной капитал продолжают падать. Причем в четверти регионов скорость падения составляет 10% и более. При этом основная доля инвестиций сосредоточена всего лишь в трех регионах –Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и столице. Такую картину описывают в своем исследовании экономисты из Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
На инвестиционной карте России образовался явный флюс: половина инвестиций в основной капитал приходится на 11 субъектов Федерации. Явно выделяется тройка лидеров – Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. На их долю в прошлом году пришлось более 26% всех инвестиций в стране, сообщает Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
В целом по России темпы роста инвестиций в основной капитал стали положительными, по данным Росстата, в январе–сентябре 2017 инвестиции составили 9681,7 млрд руб., это на 4,2% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Результат заметный, тем более что прежде отмечалось падение на –2,3%.
Отношение главы правительства Дмитрия Медведева к такому росту и скептицизм экспертов наша газета уже описывала (см. «НГ» от 30.11.17). ИКСИ и совместный мониторинг Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) отмечают, что в 48 субъектах РФ темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года были положительными, но в 37 продолжается инвестиционный спад, причем среди них есть и регионы с крупнейшими объемами инвестиций.
Максимальными темпами роста выделялись Крым – в 4,2 раза по сравнению с январем–сентябрем 2016-го, и Севастополь (2,3 раза), что, понятно, связано со строительством Крымского моста и других объектов инфраструктуры. Причем, по данным Росстата, в республике из средств федерального бюджета было профинансировано 75,5% инвестиций, а в Севастополе и того больше – 77,3%. «Бизнес туда не идет», – констатируют эксперты Института Гайдара и РАНХиГС.
Относительно высокая доля бюджетных средств как источника инвестиций в основной капитал характерна для Москвы и области, Санкт-Петербурга. В Краснодарском крае, где 18,5% инвестиций пришли из бюджета, ждут роста иностранных инвестиций. В январе–сентябре 2017-го инвестиции в Краснодарский край составили 288,5 млрд руб., рост – больше 5%, он занял 7-е место в заветной «группе 11».
«Активность инвесторов во многом зависит от того, насколько регионы уделяют внимание снятию административных барьеров, – сказал «НГ» ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. – Краснодарский край создал хорошие условия для бизнеса, и туда едут люди из сопредельных регионов, понимая, что смогут спокойно работать».
Минэкономразвития (МЭР) озаботилось созданием единого механизма развития территорий, который должен прийти на смену существующему режиму. Глава МЭР Максим Орешкин отмечал, что сейчас в России действуют около 15 механизмов поддержки, которые регулируются 245 нормативными актами – это особые экономические зоны, территории опережающего развития, технопарки и другие инструменты. По идее новый механизм должен расширить полномочия региональных властей хотя бы на ограниченных территориях. «В итоге инвесторы получат простые и понятные условия поддержки, сократятся сроки начала реализации инвестиционного проекта и выхода его на окупаемость», – подчеркивал Орешкин.
«Есть целые законодательные кластеры, которые сформированы настолько противоречиво и при этом изобилуют таким количеством пробелов, что напрямую и крайне негативно влияют на процесс привлечения инвесторов, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – Например, озеро Байкал: есть закон о его сохранении, есть статьи в Лесном, Водном и других кодексах, есть постановления и распоряжения правительства, есть внутриведомственные документы, и в них масса противоречий и пробелов. В итоге, чтобы построить коровник в 150 км от озера, инвестор должен заплатить почти миллион рублей за экоэкспертизу, а процедура займет минимум полгода. Найти инвестора, который согласится на такие условия, крайне сложно».
Впрочем, есть регионы с очень высокими темпами прироста частных инвестиций, но их всего семь. В Амурской области инвестиции в основной капитал в январе–сентябре 2017-го выросли на 48% по сравнению с январем–сентябрем 2016-го (там строят газоперерабатывающий завод и участок газопровода «Сила Сибири»). В Вологодской области рост инвестиций составил 44,2%, его связывают с проектами по строительству мощностей для полимерных покрытий и оцинкования, сооружению нового производства удобрений.
Ученые отмечают, что в условиях экономической стагнации и высокой неопределенности бизнес инвестирует преимущественно в регионы с явными конкурентными преимуществами – агломерационными и сырьевыми.
Быстрый темп роста инвестиций в Якутии (на 35,2% в январе–сентябре 2017-го в годовом выражении) отражает факт становления республики новым нефтегазодобывающим регионом. Тут осваивается Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, также проходит часть «Силы Сибири», строится новое алмазодобывающее предприятие. Благодаря этому за девять месяцев 2017 года состав регионов-лидеров изменился: из заветной «группы 11» вышла Башкирия, ей на смену пришла Якутия.
Территориально-инвестиционный перекос не является нормальным для экономики, выравнивание объема инвестиций должно быть зоной внимания региональных и федеральных чиновников, считают опрошенные «НГ» эксперты.
«Неравномерное распределение инвестиций нельзя назвать нормальным. Однако необходимо учитывать, что средства идут туда, где они могут работать и приносить прибыль инвесторам, – сказал «НГ» старший аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич. – Регионам надо работать над созданием условий для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов. То, что в прошлом году повышенное внимание привлекал нефтегаз, не означает, что в других секторах не было интереса инвесторов. Но для реализации этого интереса в конкретном регионе необходимо создание инфраструктуры, которая позволит развивать бизнес в конкретном регионе».
«Если говорить о дотационных регионах, которые живут на субсидии из Центра, тут можно рассчитывать только на создание условий для бизнеса, на новые производства, причем администрация должна в этом очень активно участвовать. Но это идеалистичная картина, проблема еще и в том, что у большинства людей нет стремления заниматься частным бизнесом», – говорит Деев.
«Для многих российских регионов рост инвестиций должен быть связан прежде всего с инвестициями в инфраструктуру, а это требует государственного участия», – пояснила «НГ» замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова. В качестве удачного примера механизма развития, направленного на повышение инвестиционной привлекательности регионов, она приводит усилия властей на Дальнем Востоке, где инвестиции выросли за три квартала на 10,3%.
Впрочем, в некоторых регионах ситуация с финансами настолько плоха, что правительство принимает экстраординарные меры, впервые вводя по сути «внешнее управление». Из-за долгов, превысивших годовой бюджет, в Хакасии и Костромской области Федеральное казначейство будет следить за расходами регионов. Ранее министр финансов Антон Силуанов называл и Мордовию регионом, где есть серьезные проблемы из-за низкого качества управления государственными финансами.
Источник: Независимая Газета