- Этот созыв Госдумы более самостоятелен, нежели предыдущие, благодаря возвращению депутатов-одномандатников. Законотворческий процесс стал больше похож на диалог двух ветвей власти: принятие ряда законопроектов сопровождалось серьезной дискуссией, даже оппонированием депутатов правительственным инициативам. Как пример, могу привести законопроект о лесной амнистии, законопроект о туристическом сборе. Кстати, нашу поправку к Лесному кодексу, несмотря на отрицательное заключение Правительства РФ, профильный комитет ГД по природным ресурсам не отклонил, а отправил на доработку, - отметил Михаил Щапов. – Хотя, конечно, говорить о реальном разделении ветвей власти говорить не приходится.
Депутат назвал важным событием создание межфракционной рабочей группы «Байкал», которая взяла в работу круг вопросов, связанных с охраной озера Байкал и развитием прибайкальских территории. В том числе - законопроекты об экологической экспертизе на Байкале. Благодаря настойчивости депутатов Комитет по экологии и охране окружающей среды обратил внимание на эту проблему, признал ее остроту и намерен плотно заняться этим вопросом.
Также Михаил Щапов отметил, что удалось добиться внимания со стороны Росрыболовства по вопросам запрета на вылов омуля. Тот факт, что запрет все-таки перенесли на начало 2018 года, говорит, что ведомство услышало доводы региона. Сейчас идут переговоры с Росрыболовством о возможности восстановления рыборазведения в Иркутской области и привлечения к этому высвобождающихся после введения запрета рыбаков.
Отдельно депутат коснулся законопроектов разработанных и внесенных им за этот год работы. В том числе последних поправок к закону о туристическом сборе, отклоненных из-за того, что Иркутская область не была включена в зону эксперимента. По его мнению, в том виде, в котором законопроект был принят, он абсолютно не учитывает интересы прибайкальских регионов, поскольку сбор предлагается взимать со всех туристов, в том числе с россиян, а не только с иностранцев; из списка туристической инфраструктуры исключены дороги и коммунальные объекты, без которых развитие туризма на Байкале невозможно, и не до конца понятен механизм сбора и распределения средств.
Комментируя принятие закона о лесной амнистии, Михаил Щапов констатировал, что закон в том виде, в котором он был принят, неоднозначен.
- С одной стороны, есть юридическая коллизия из-за несоответствия разных реестров. Проблема острая, суды завалены исками, люди вполне могут лишиться участков. У меня на территории есть несколько таких поселений, где людей реально могут выгнать из домов. Решать проблему нужно. С другой, с самого начала было опасение, что правительство пытается под видом решения проблемы людей, которую объективно оно же и создало, протащить амнистию для крупных землевладельцев. Безусловно, в ходе доработки документа ряд моментов Думе удалось отстоять – например, ввести «точку отсечения» для получения участков, подпадающих под действие закона - до 2016 год, вывести из под него особо охраняемые природные территории. Однако главная поправка – ограничение площади участка 25 сотками - в конечную редакцию закона не попала. Все рассуждения депутатов на тему парламентского контроля - сеанс самоутешения. Как только закон вступит в силу, обратно его отыграть уже будет невозможно. Все кто хотел легализовать землю, это сделают очень быстро. Поэтому во втором чтении, несмотря на то, что по-прежнему считаю право человека на жилье базовым, я воздержался при голосовании, а в третьем не голосовал, - пояснил свою позицию депутат.
В целом, Михаил Щапов в первый год работы в Государственной Думе ФС РФ выступил автором и соавтором девяти законопроектов. Им было отправлено 128 депутатских обращений – как в федеральные органы власти, так и в областные и муниципальные. С ноября 2016 года депутат с помощниками провел личные приемы в Усть-Удинском, Качугскмом, Ольхонском, Слюдянском, Иркутском районах, в Иркутске и Усть-Ордынском Бурятском округе. Помимо этого в общественную приемную депутата обратились 164 человека. По 56 обращениям граждан удалось добиться положительного решения.
Депутат подчеркнул, что намерен продолжить работу над инициативами в сфере регулирования противоречий законодательства об охране озера Байкал и развития прибайкальских территорий, лесного законодательства и в области межбюджетных отношений.