Катастрофа в регионах: денег нет и не будет

Регионы не дождались реструктуризации и начали просить центр о срочной финансовой помощи. На прошлой неделе выступила пресс-служба Верховного совета Хакасии. На своем сайте она опубликовала обращение республиканских властей к премьер-министру Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить 28,2 млрд рублей. Хакасии требуется 17,9 млрд рублей для погашения коммерческих займов, а 4,3 млрд рублей не хватает на погашение просроченной кредиторской задолженности.
Регион остро нуждается в финансовой помощи, «так как в настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация», отмечается в заявлении правительства Хакасии.
Потери бюджета республики произошли «из-за негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». В частности, более 10 млрд рублей республика потеряла из-за налоговых реформ: отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.
Ранее за поддержкой к федеральному центру обратилась Карелия. Регион просил выделить деньги, чтобы хватило ресурсов на исполнение «майских указов» Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам. Как отмечали в Минфине региона, в Карелии не хватает 783 млн рублей на выполнение целевых показателей по оплате труда учителей, врачей, работников культуры.
Близки к тому, чтобы попросить денег из центра и в Пермском крае. Губернатор Пермского края Максим Решетников, ставший официально главой региона только в сентябре, в эфире РБК с сожалением отметил, что «дотации для Пермского края сократились более чем вдвое», посетовав на ежегодный «креатив» в межбюджетных отношениях.
На очереди Мордовия
«В бюджетах многих российских регионов сложился структурный дисбаланс. В Хакасии в 2016 году дефицит до движения долга составил 33% от всех доходов. Ситуация в Хакасии удивительна тем, что сократилась и доходная часть бюджета, в частности, из-за новаций в области налогообложения», — комментирует ситуацию аналитик Fitch Ratings Константин Англичанов.
Также выросли расходы бюджета, в том числе из-за майских указов президента. Дисбаланс бюджета нарастает уже не первый год.
«В каждом регионе своя история с выявленными проблемами, однако Карелия и Хакасия похожи в том смысле, что большая часть бюджета пополнялась именно налогами. Если регионы об этом говорят, значит, ситуация дошла до крайней точки. Хакасии необходимо как отдать рыночные кредиты, так и отдать долги по облигационным займам», - говорит Англичанов.
Эксперт предполагает, что похожие проблемы могут возникнуть также у других регионов – например, Кировской области и Мордовии.
Впрочем, тяжелая ситуация сейчас не только у них.
По состоянию на 1 сентября 2017 года, объем задолженности по бюджетным кредитам, привлеченным субъектами от других бюджетов бюджетной системы РФ, вырос с начала года на 103 млрд. рублей, или на 10,4%, и составил 1,1 трлн руб, говорится в заключение к проекту федерального бюджета, сделанного бюджетным комитетом Госдумы.
Благодаря прошлогоднему замещению коммерческих кредитов бюджетными кредитами эта задолженность снизилась до 550,2 млрд руб. Однако в 14 регионах произошел рост коммерческой задолженности. Так в Кабардино-Балкарской Республике она выросла в 2,3 раза, в Волгоградской области – в 1,9 раза, Республике Мордовия – в 1,7 раза, Астраханской и Орловской областях – в 1,5 раза. Долги республики Хакасия и Кемеровской области выросли в 1,2 раза, сообщается в материалах комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Обострило ситуацию в регионах желание Минфина сократить бюджетный дефицит в регионах. Так, в ведомстве Антона Силуанов строго стали следить за выполнением регионами соглашений с министерством. В частности, в первом полугодии этого года субъекты федерации вернули в ведомство Антона Силуанова более 80 млрд рублей бюджетных кредитов. Как удалось выяснить «Газете.Ru», это связано с нарушениями обязательств перед Минфином.
За последние годы объемы помощи регионам из федерального бюджета неуклонно сокращаются, и трансфертная политика федерального центра в целом претерпела серьезные изменения.
В кризисном 2009 году доля в доходах региональных бюджетов трансфертов превышала 25%, а в период кризиса 2015-2016 годов она снизилась с 18,8% в 2014 году до 15,9% в 2016 году,
указывается в заключении на бюджет, подготовленном Высшей школой экономики (ВШЭ).
Помимо абсолютного и относительного сокращения трансфертов федеральный центр ужесточил и условия их предоставления, что «существенно ограничивает экономическую самостоятельность регионов», пишет ВШЭ. С 2017 года предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности было обусловлено выполнением целого ряда обязательств, не в полной мере зависящих от самого субъекта. Например, одно из них - обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов по отношению к прошлому году в сопоставимых условиях. В случае невыполнения субъектом РФ принятых обязательств, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в последующие три года может быть снижена по сравнению с запланированным уровнем на 5%.
По мнению экспертов ВШЭ, регионам стоило бы предоставить больше налоговых прав, чтобы компенсировать потери доходов.
Однако вместо этого правительство предлагает другие меры.
В 2018 году регионы ждут поддержки по реструктуризацию кредитов. Президент России Владимир Путин лично обещал привлекательные условия реструктуризации кредитов.
«В первые два года действия программы — максимально льготные условия: регионам нужно будет выплачивать всего 5% долга ежегодно. У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан», - отмечал президент на заседании Госсовете в конце сентября.
Впрочем, потом Минфин скорректировал условия программы реструктуризации. По словам министра финансов Антона Силуанова: регионы должны, в частности, сократить заимствования по рыночным кредитам до 50% от собственных доходов к 1 января 2020 года и не хранить бюджетные средства субъекта на банковских депозитах сроком более одного месяца.
В правительстве Астраханской области «Газете.Ru» рассказали о том, что, согласно предложенной программе реструктуризации, регион должен вернуть в федеральный бюджет в 2018 году 0,6 млрд рублей вместо предусмотренных по графику погашения 2,3 млрд рублей. «Таким образом, в бюджете области высвободятся финансовые ресурсы объемом более 1,7 млрд рублей, которые могут быть направлены на решение социальных проблем», - отметили в регионе.
Как заявил в пятницу председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, совокупный эффект по всем регионам от реструктуризации кредитов только за 2018 и 2019 год составит 430 млрд рублей. При этом суммарный долг регионов составляет более 2 трлн рублей.Так что реструктуризация не спасет регионы, скорее, продлит агонию.
Она позволит снизить уровень текущей долговой нагрузки, высвободить средства на развитие, но если регион не может реализовывать программы развития и обеспечивать благоприятных инвестиционный климат, эти деньги будут попросту «проедены», а проблемы с долгами никуда не денутся и всплывут через какое-то время, отмечает заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
При этом эксперт предполагает, что в ближайшее время правительство может получить просьбу о финансовой помощи и от других регионов.
По словам Ярослава Кабакова, очень многое будет зависеть от того, чем закончится история с просьбой о помощи властей Хакасии. «Ситуация двойственная: федеральное правительство попало в непростую ситуацию. С одной стороны, помогать нельзя: это можно будет трактовать как moral hazard, поощрение недобросовестного поведение, и чревато лавиной соответствующих просьб из других регионов. С другой стороны, главная причина тяжелого положения очень многих регионов действительно связана с возложенной на них центром задачей выполнения «майских указов», поэтому с высокой долей вероятности можно ожидать, что будет принят некий «средний» вариант, например такой: выделить республике некоторую экстренную помощь, пусть и в объеме меньшем запрашиваемого, но одновременно – наказать местное руководство», - комментирует эксперт.
Опрошенные «Газетой.Ru» представители регионов не смогли оперативно предоставить ответы.

Источник: Газета.ru