- Это хорошая новость. Наконец-то, Правительство РФ сделало первый шаг к тому, чтобы облегчить жизнь более чем миллиону жителей прибайкальских территорий. Очень жаль, что вопрос не решался три года и понадобилось вмешательство Президента в виде прямого поручения Правительству, при том, что с самого начала действия нормы об экологической экспертизе и представители регионов, и сами чиновники правительства признавали ее чрезмерную жесткость. Все эти бюрократические игры обошлись бюджетам трех регионов в десятки миллионов рублей напрасно потраченных средств.
Напомню, что в 2014 году была допущена ошибка, введена избыточная процедура экологической экспертизы для части объектов на прибайкальских территориях. Три года наши регионы боролись за смягчение условий. За это время практика показала, что экологическая экспертиза для отдельно стоящих социальных объектов – школ, детских садов, больниц – это бессмысленная растрата бюджетных средств. Из 136 объектов социальной сферы все 136 получили положительное заключение. Что совершенно логично: детский сад в 150 километрах от Байкала никак не влияет на экологию озера – это понятно и без заключения экспертов.
При этом избыточная процедура существенно замедлила введение в строй социальных объектов. В среднем на экспертизу одного проекта уходит от 800 тысяч рублей и минимум полгода. В результате только экономия от экспертизы 15 ФАПов, строительство которых было запланировано в 2017 году могла бы составить почти 9 млн рублей – это стоимость еще одного ФАПа. Таким образом, экологическая экспертиза социальных объектов никак не помогает сохранять чистоту озера, но существенно ухудшает качество жизни местного населения, нарушает конституционные права граждан на доступ к образовательным, медицинским услугам, право на приобретение жилья.
Пока сложно обсуждать сам законопроект – он еще не поступил в Государственную думу. Мы видим, что концепция отличается от ранее предлагавшихся. Если мы предлагали вывести из-под действия требования об обязательной экологической экспертизе объекты третьей и четвертой категории, то Министерство хочет освободить от этой процедуры только 4 категорию и объекты жилищного строительства; отдельно стоящих объектов здравоохранения и образования. Пока непонятно как это будет реализовано в законопроекте, но я готов приложить все усилия, чтобы итоговый законопроект учитывал интересы регионов и местных жителей.
Важно понимать, что поручение Президента и законопроект Минприроды - это результат трехлетней борьбы региональных и муниципальных властей, общественников, депутатов Госдумы, ученых и экологов за интересы жителей прибайкальских территорий. Мы можем наконец сдвинуться с мертвой точки, найти разумный баланс между вопросом сохранения первозданной чистоты Байкала и интересами жителей прибайкальских территорий.
Законопроект Минприроды
Напомним, что министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало информацию о том, что подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории).
Законопроектом, в частности, предлагается исключить из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию ряда объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории. Так, планируется исключить необходимость проведения экспертизы в этих зонах при строительстве объектов IV категории (оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду); объектов жилищного строительства; отдельно стоящих объектов здравоохранения и образования.
Одновременно законопроектом вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и в Градостроительный кодекс РФ для упрощения процедуры подачи документов для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, объектов строительства, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.
Законопроект Михаила Щапова
Весной 2017 года депутат от Иркутской области Михаил Щапов внес на рассмотрение Государственной думы проект закона о внесении изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Градостроительный кодекс РФ.
Пакет поправок предполагает сохранить экологическую экспертизу обязательной для всех четырех категорий объектов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (в среднем 50 км от берега озера), а на территории БПТ (от 50 до 200 километров от берега) экспертизу должны проходить только объекты I и II категории – т.е. несущие реальную угрозу экологии озера объекты.
Законопроект иркутского депутата получил более полтора десятков положительных отзывов, включая Заксобрание, Правительство и губернатора Иркутской области, Правительство республики Бурятия, Минприроды Забайкальского края, Иркутский научный центр СО РАН и другие.
Неделю назад, 26 сентября, комитет Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды предложил отклонить законопроект Михаила Щапова, основываясь на заключении Главного правового управления Президента РФ. Однако при этом и члены комитета, и представители Минприроды, присутствовавшие на заседании согласились, что проблема стоит остро и ее необходимо решать. Сразу после заседания чиновники Министерства предложили Михаилу Щапову включиться в процесс подготовки правительственного варианта законопроекта, предполагающего смягчение требований экологической экспертизы.
Предыстория вопроса
28 июня 2014 года Государственной думой РФ был принят ФЗ №181 о внесении изменений в федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ФЗ №94 «Об охране озера Байкал».
Исходя из действующей редакции этих законов, на территории Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня для проектной документации.
Под действие нормы попадают объекты всех четырех установленных законом категорий. К первой и второй относятся опасные экологически производства, предприятия по добыче руд, сбору и обработке сточных вод и т.д. К третьей и четвертой – остальные объекты, включая школы, детские сады, медицинские учреждения, жилье.
Норма распространяется на территорию радиусом 200 километров от самого Байкала с населением более 1 миллиона человек.
Категории объектов
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ все хозяйствующие субъекты делятся на категории в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.
К I группе относятся объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду. К ним относятся горнодобывающие предприятия, предприятия металлургии, органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты и свиноводческие и птицеводческие комплексы и ряд других
Ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду: магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, склады агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта…
К III категории относятся объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду, как правило, это малые предприятия, которые не подпадают ни под первы две, ни под четвертую категорию
и IV категории относятся объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду (только бытовые стоки, отсутствие вредных выбросов и т.п) – это офисы, учреждения образования, социальной сферы.
Источник: ИА Новости Федерации