По данным Федерального казначейства, в 1 полугодии этого года 15 регионов вынуждены были вернуть Минфину десятки миллиардов рублей бюджетных кредитов. Больше всего вернула Волгоградская область – 21,329 млрд руб. На втором месте находится Архангельская область с 12,324 млрд руб.
Еще три российских региона вернули примерно одинаковый объем бюджетных кредитов. Саратовская область, Кемеровская область, Астраханская область отдали 11,324 млрд руб., 11,345 млрд руб., 10,242 млрд руб. бюджетных кредитов соответственно.
Целый ряд регионов возвращали средства в значительных, но все же меньших объемах. Например, Краснодарский край, Орловская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл и Псковская область вернули бюджетных кредитов на суммы 4,958 млрд руб., 3,585 млрд руб., 2,421 млрд руб., 1,785 млрд руб. и 1,637 млрд руб. соответственно.
Ряд регионов вернули бюджетные кредиты на сумму менее миллиарда рублей. Это Чукотский автономный округ, Костромская область, Владимирская область, Республика Хакасия и Алтай.
Эти 15 регионов сильнее других испытают трудности с погашением задолженности и обслуживанием расходов региональных бюджетов, констатирует аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Как заявили «Газете.Ru» в Минфине, «возвраты связаны с выполнением условий заключенных соглашений».
С этим не спорят и сами регионы. Так, вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась подтвердили «Газете.Ru» слова представителей Минфина.
«Возвраты кредитов связаны, во-первых, с тем, что за передачу олимпийского объекта «Главный медиацентр» в Сочи в федеральную собственность Краснодарскому краю была предоставлена дотация из федерального бюджета, условиями которой предусмотрено погашение в соответствующих объемах бюджетных кредитов, предоставленных ранее на строительство олимпийских объектов», — объяснил он.
Однако, по сведениям источника «Газеты.Ru», регионам из списка пришлось экстренно возвращать кредиты из-за нарушения бюджетных соглашений после настоятельной «просьбы» Минфина.
Некоторые опрошенные «Газетой.Ru» регионы подтвердили эту версию. Как рассказали «Газете.Ru» в администрации Архангельской области, «по результатам 2016 года в связи с неисполнением доходной части первоначально утвержденного бюджета Архангельской области были не выполнены условия соглашения с Минфином о предоставлении из федерального бюджета бюджету Архангельской области бюджетных кредитов».
При этом размер отданной в бюджет суммы, которую называют в Архангельской области и данные Минфина, не совпадают. Так, «Газете.Ru» рассказали, что Архангельская область досрочно вернула 30 июня 2017 году бюджетных кредитов на общую сумму 12,3 млрд. Из них по кредитам на 2,2 млрд руб. срок погашения должен был наступить в 2017 году.
Бюджетные кредиты Минфин под 0,1% годовых начал выдавать регионам для замещения дорогих рыночных заимствований. Как рассказал в интервью агентству ТАСС заместитель министра финансов Леонид Горнин, только в этом году Минфин предоставил более 200 млрд руб. бюджетных кредитов.
Копить долги субъекты федерации начали не по своей воле, а из-за майских указов президента, подписанных Владимиром Путиным в 2012 году сразу после президентских выборов. Они обязали регионы, в частности, повысить зарплаты бюджетникам, но собственных доходов у многих на это не было, поэтому пришлось активно занимать.
Согласно данным Минфина, суммарный объем государственного долга регионов за первое полугодие 2017 года составил 2,234 триллиона рублей. При этом доля бюджетных кредитов составила 47,6%, а доля коммерческих кредитов — 27,7%.
Предполагалось, что регионы выполнят все обязательства по майским указам до конца этого срока Владимира Путина. Однако, очевидно, что сделать это не удастся, и собственных средств у регионов на это нет. Программа растянется до 2020 года, и на эти цели из федерального бюджета субъектам Федерации планируется выделить около 2,2 трлн руб.
Не помогает решить проблемы даже замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными. Так что рассматриваются новые способы помощи регионам. В частности, обсуждается вариант реструктуризации долгов субъектов.
Как заявил в конце сентября на Госсовете Владимир Путин, с 2018 года будет запущена программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанная на семь лет.
«Причем в первые два года действия программы — максимально льготные условия: регионам нужно будет выплачивать всего 5% долга ежегодно. У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан», — отметил президент.
По словам Путина, в 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы.
«Это, конечно, абсолютно критический уровень. В некоторых субъектах забирались в налоговые поступления будущих лет, то есть в этом году брали с налогоплательщиков то, что они должны заплатить в следующем и последующих годах. А на следующий год как жить? Такой способ
ведения хозяйства является, как бы это совсем мягко сказать, спорным, загоняет в тупик региональные финансы», — уверен глава государства.
После заявления главы государства министр финансов Антон Силуанов назвал даже конкретные условия участия регионов в программе реструктуризации. По словам главы Минфина, регионы должны, в частности, сократить заимствования по рыночным кредитам до 50% от собственных доходов к 1 января 2020 года, не хранить бюджетные средства субъекта на банковских депозитах сроком более одного месяца.
В целом, по словам Силуанова, правительство больше не будет предоставлять регионам длинных бюджетных кредитов.
При этом мнения самих регионов относительно обещанных им мер поддержки разделились. Как заявили «Газете.Ru» в администрации Краснодарского края, реструктуризация позволит региону «уменьшить объем привлекаемых коммерческих кредитов, необходимых региону для реструктуризации долга в целом».
«Называть конкретные суммы, которые «высвободятся», конечно, преждевременно. По поручению президента Минфином сначала будут подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты, затем с каждым субъектом будут заключены соглашения по условиям реструктуризации. Только тогда мы сможем объективно оценить объем средств, которые сможем направить на дополнительное финансирование программ», — комментирует Игорь Галась.
По словам первого вице президента организации «Опоры России» Павла Сигала, «реструктуризация бюджетных кредитов более эффективна, так как она будет стимулировать регионы повышать свою инвестиционную привлекательность и улучшать финансовые показатели».
Как рассказали «Газете.Ru» в Астраханской области, согласно предложенной программе реструктуризации, регион должен вернуть в федеральный бюджет в 2018 году 0,6 млрд рублей вместо предусмотренных по графику погашения 2,3 млрд рублей. «Таким образом, в бюджете области высвободятся финансовые ресурсы объемом более 1,7 млрд рублей, которые могут быть направлены на решение социальных проблем», — отметили в регионе.
При этом, какой бы результат ни показал новый механизм поддержки регионов, одно очевидно: в ближайшее время власти вряд ли решатся на повторение майских указов, со старыми долгами рассчитаться бы.
В то же время, депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Шапов заявил «Газете.Ru», что предлагаемых средств поддержки явно недостаточно.Денег не хватает, чтобы обеспечивать хотя бы приемлемый уровень расходов на капитальное строительство, отмечает он.
«В прошлом году, например, в Иркутской области заявок от муниципалитетов на строительство социальных объектов было почти на 35 млрд рублей, а удовлетворено было менее чем на четверть от этой суммы. Это школы, детские сады, больницы. В регионах идет жесткая конкуренция между муниципалитетами за каждый рубль, и все равно на всех не хватает», — констатирует он.
Авторы: Наталия Еремина, Петр Нетреба
Источник: Газета.ru