Депутат Государственной думы РФ Михаил Щапов по итогам посещения депутатами Госдумы и Законодательного собрания Иркутской области Региональной диспетчерской службы ОГБУ "Иркутская база авиационной охраны лесов" прокомментировал озвученную в ходе визита информацию о состоянии системы профилактики лесных пожаров и борьбы с ними:
- Проблема лесной отрасли в том, что разрушена стройная система, которая оправдывала себя десятилетиями. Ранее существовала система лесхозов, которые делились на лесничества, те в свою очередь на технические участки. Каждый участок был закреплен за лесничим и его помощниками, которые его обходили, объезжали, знали на нем буквально каждый куст. Авиалесоохрана - централизованная федеральная структура с множеством региональных подразделений - обеспечивала мониторинг с воздуха, выполняла регулярное авиапатрулирование, летчики-наблюдатели передавали в диспетчерскую службу сведения по обнаруженным пожарам, которые оперативно сообщались лесничим, в лесхозы и другим лесопользователям. Лесничие могли оперативно добраться на место, оценить реальную обстановку и порой самостоятельно справится с возгоранием, или оперативно вызватьпожарных-десантников. Во всех отдаленных районах у авиалесоохраны были свои отделения, где базировались десантники и воздушная техника. Разветвленность сети позволяла патрулировать большие территории и оперативнее реагировать.
С принятием нового Лесного кодекса в 2006 году лесничих практически упразднили, сузили зону авиапатрулирования, авиалесоохрану раздробили на сеть региональных учреждений, лишив единого управления и финансирования. Лесхозы ликвидировали, а теперь, спустя годы, пытаются в отдельных регионах их возрождать. А главное, полномочия по охране леса федеральный центр передал регионам, и на их исполнение теперь должен перечислять средства из федерального бюджета. Проблема в том, что сумма на исполнение полномочий в сфере лесных отношений формируется не от потребностей, а по остаточному принципу, т.е. после того, как будут распределены средства на приоритетные социальные статьи бюджета, на нужды ведущих отраслей экономики, на государственную безопасность и оборону. Например, в 2016 году сумму субвенций на исполнение полномочий регионами в сфере лесных отношений по всей стране сократили по сравнению с предыдущим годом почти на 2 миллиарда рублей. Чтобы потом, когда пожары начали выходить из-под контроля, подключать МЧС, платить огромные деньги за его работу - час полета Ил-76 стоит полмиллиона рублей, это годовой бюджет одного лесничества!!! Представители авиалесоохраны отмечают, что сегодня финансирование из центра составляет едва ли пятую часть от реальной потребности. А это в свою очередь приводит к тому, что контроль за лесом слабеет - нет возможности содержать положенный штат, покупать технику в том числе для пожаротушения, ГСМ и т.п. Получается замкнутый круг. В частности, на встрече руководства Иркутской базы авиационной охраны лесов с МРГ «Байкал», были озвучены удручающие цифры: из 80 воздушных судов, бывших в распоряжении предприятия до 2006 года, осталось 12, из более чем 1000 парашютистов-десантников – около 300 человек. Как мы такими силами собираемся бороться с лесными пожарами и вообще контролировать лесной комплекс?
Федеральный центр, одной рукой сокращая расходы на необходимое, другой грозит пальчиком регионам, пеняет им за плохое исполнение переданных полномочий. Вместо того чтобы создать нормальные условия для контроля за лесом, для профилактики пожаров и борьбы с ними, нам предлагают посоревноваться: какой из регионов сумеет показать лучший результат в ухудшающейся ситуации. Вместо того, чтобы признать несостоятельность реформы в лесном комплексе, нам внушают, что регионы плохо стараются. Но надо посмотреть правде в глаза: в данной правовой и финансовой парадигме регионы ничего не могут поделать. И надо не косметически поправлять лесное законодательство, а менять его.
25-26 июня в Иркутске проходят выездные мероприятия Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной думы РФ и Межфракционной рабочей группы "Байкал". Мероприятия организованы согласно плану по взаимодействию Госдумы РФ с законодательными органами госвласти субъектов РФ, утвержденному решением Совета Государственной думы. Знакомство депутатов с работой РДС состоялось в рамках данных выездных мероприятий.