«По оценкам экспертов, в ближайшие 10–20 лет исчезнут около 50% профессий. Роботизация, развитие искусственного интеллекта, внедрение технологий вроде блокчейна приведут к колоссальному высвобождению рабочих рук. Анализ этих рисков и издержек столь же важен, как и меры по ускорению цифровизации экономики. Более точное осознание рисков и издержек позволит лучше подготовиться, сделать трансформацию рынка труда более мягкой, поможет гражданам нашей страны лучше подготовиться к новым условиям жизни», — отметил модератор мероприятия, депутат фракции КПРФ Михаил Щапов.
Основатель и президент SuperJob Алексей Захаров оценил потенциальные риски цифровой безработицы. По его словам, количество рабочих мест в бэкофисах не растет уже давно, а предложение для бухгалтеров снижается. «Если крупнейшие компании примут решения об электроном документообороте в течение трех месяцев большинство бухгалтеров потеряют работу. Их более миллиона человек». Также Захаров отметил, что «при внедрении технологии автопилотов почти 90% профессиональных водителей могут потерять работу уже в ближайшие годы. Часть за счет беспилотников, часть за счет такси и каршеринга. До 900 тысяч водителей может высвободиться. И в программистов мы их не переучим».
Заместитель председателя профсоюза работников агропромышленного комплекса Галина Юрова отметила, что уже сейчас ее отрасль сильно меняется под влиянием цифровых технологий: «За пять лет по данным Росстата количество работающих в сельском хозяйстве сократилось на 29%, в пищевой промышленности – на 15%. Идет сокращение на концевых операциях, где людей можно заменить робототехникой».
"Самый главный риск для рынка труда — это алгоритмизация. Те виды деятельности, которые можно описать алгоритмами исчезнут", — отметил профессор МГИМО Владимир Осипов.</cite>
Научный сотрудник центра анализа компетенций и стандартов РАНХиГС Александра Коваль привела данные о том, что в результате цифровизации экономики до 14% рабочих мест могут быть автоматизированы. «По нашим опросам 6 из 10 людей уже сейчас не отвечают требованиям цифровой экономики».
Однако, по мнению директора Института проблем рынка РАН Валерия Цветкова, «цифровая безработица» — это естественный процесс и он не несет серьезных угроз: «Думать сегодня надо не о том, как сохранить малоэффективные рабочие места, которые уже не соответствуют новому уровню развития производительных сил, а о том, как создать условия для подготовки новых специалистов, которых сегодня просто не хватает, а через 10 лет будет уже катастрофически не хватать».
В заключение Михаил Щапов отметил, что необходимо начать вырабатывать совершенно новую государственную политику в сфере управления рынком труда, которая будет учитывать риски и угрозы цифровизации. Парламентарий предложил провести в феврале еще одну встречу, где как раз будет обсуждаться, какой может стать новая парадигма государственной политики в сфере рынка труда, и какие могут быть внесены конкретные изменения в законодательство.
Источник Государственная Дума