В законопроекте Минприроды о смягчении режима экоэкспертизы на Байкале были учтены требования депутатов

Министерство природных ресурсов РФ опубликовало доработанный проект поправок к закону об экологической экспертизе на Байкале. В новом варианте документа министерство убрало ряд спорных моментов, вызвавших протесты депутатского корпуса и прибайкальских регионов, зато добавило новые пункты.

Депутат Государственной Думы РФ Михаил Щапов прокомментировал внесенные поправки.
- Диалог с Минприроды РФ по поводу облегчения режима государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории мы ведем с осени прошлого года. Первоначальный вариант  поправок к закону о ГЭЭ, разработанный МПР, во многом перекликается с законопроектом внесенным мною  в Госдуму ранее. Разница была лишь в том, что мы предлагаем освободить от обязательной экспертизы объекты третьей и четвертой категории, а Минприроды - только четвертой, а также жилье и отдельно стоящие социальные объекты при условии, что они финансируются из бюджетной системы и подключены к централизованной системе канализования.  Последние два пункта вызвали вопросы, как у меня, так и у моих коллег по межфракционной рабочей группе «Байкал».  Ведь если социальный объект неопасен, какая разница на чьи средства он строится ? И как быть поселениям, где нет централизованного водоотведения? По нашим данным, в Иркутской области почти 40 % населения БПТ живет в таких населенных пунктах.
Министерство прислушалось к нашим  аргументам, учло замечания и в новой редакции убрало эти ограничения. 
Однако в документе появилась новая формулировка: если раньше от экоэкспертизы освобождались все объекты четвертой категории и ряд социальных объектов, то сейчас  предлагается распространять эту льготу только на  объекты социальной инфраструктуры, без указания категории. Причем перечень объектов будет устанавливаться Правительством РФ.
 К этой норме возникает несколько вопросов. Во-первых, тем, кто живет на Байкале хорошо известно, как легко можно изменить правовую норму, не закрепленную законом, а отраженную лишь в подзаконных актах –  от границ водоохранной зоны до перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ. И к чему это приводит. Убежден, перечень объектов, подпадающих под поправки, необходимо жестко оговорить в законе.
Во-вторых, согласно существующим подзаконным актам некоторые социальные объекты, относятся к III категории воздействия на окружающую среду. В эту категорию, например, могут попасть  школы, больницы, амбулатории  в зависимости от   наличия или отсутствия локальных очистных сооружений. Останется экоэкспертиза обязательной для них или нет? В таких случаях, когда изменения в законе затрагивают  нормы, обозначенные в других  документах, логично вместе с законодательной инициативой представлять на обсуждение  и проект соответствующих подзаконных актов. Иначе слишком много неясностей.
Думаю, необходимо  продолжать диалог с Минприроды, добиваться ясных ответов на поставленные вопросы, и если опасения будут оправданными, настаивать на изменениях. 
Напомним, Михаил Щапов неоднократно подчеркивал, что режим экоэкспертизы в том виде, в каком он установлен сегодня – для всех объектов на всей Байкальской природной территории  - избыточен. Она увеличивает смету строительства социальных объектов на 10-15%, увеличивает нагрузку на бюджет. При этом за три года в Иркутской области через механизм экологической экспертизы прошли 136 социальных объектов и все 136 успешно. Это доказывает, что подобные сооружения безопасны и за пределами Центральной экологической зоны вполне могут быть освобождены от подобной процедуры.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект Михаила Щапова, облегчающий режим экологической экспертизы для объектов III и IV категории. Над аналогичной законодательной инициативой работает МРГ «Байкал».

Справка:
28 июня 2014 года Государственной думой РФ был принят ФЗ №181 о внесении изменений в федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ФЗ №94 «Об охране озера Байкал». 
Исходя из действующей редакции этих законов, на территории Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня для проектной документации. 
Под действие нормы попадают объекты всех четырех установленных законом категорий. К первой и второй относятся опасные экологически производства, предприятия по добыче руд, сбору и обработке сточных вод и т.д. К третьей и четвертой – остальные объекты, включая школы, детские сады, медицинские учреждения, жилье.
Норма распространяется на территорию шириной до 200 километров от Байкала на запад и северо-запад и до 400 километров на восток с населением более 1 миллиона человек.