Инициатива Министерства природных ресурсов и экологии предполагает сокращение существующей сейчас водоохранной зоны с 57 тыс. кв. км. до практически 6 тыс. По версии ведомства, это делается ради местных жителей, которые жалуются на ограничения, не позволяющие им вести хозяйство, охотиться, прокладывать дороги и утилизировать отходы. Летом 2017 года жители острова Ольхон рассказали о проблеме Владимиру Путину в ходе прямой линии. Президент дал понять, что ради людей можно пойти и на изменения в законодательстве: «Водоохранная зона должна соответствовать не только статусу и значению Байкала, она должна соответствовать и потребностям людей, которые там уже живут. И, конечно, нельзя людей заставлять таскать воду в ведрах за несколько километров. Нужно вносить изменения в действующие правила и в действующие законы, которые позволили бы осуществлять согласованную с экологическими организациями хозяйственную деятельность, обеспечивающую нормальную, цивилизованную жизнедеятельность людей».
В границах водоохранной зоны Байкала расположено 159 населенных пунктов, в которых проживают 129 тысяч человек. На этой территории — 28 автозаправочных станций, 540 километров дорог, 40 мест размещения коммунальных отходов и другие объекты инфраструктуры. Получается, что все они находятся там незаконно. Свои предложения по корректировке водоохранной зоны для Минприроды разработали специалисты Института географии имени В.Б. Сочавы. Однако до правительства они дошли в измененном виде, на что указывает председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Сам он также выступает за корректировку, но только основанную на научном подходе: «Из проекта Минприроды на сегодняшний день исключены не только населенные пункты, которые на самом деле представляют наибольшую опасность для экологии Байкала, но и целый ряд турбаз, какие-то определенные участки рядом с берегом. Более того, мы получили от Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры соответствующее заключение, в котором прокуратура указывает, что принятие данного проекта повлечет за собой необратимые негативные последствия для уникальной экосистемы байкальской природной территории».
С планами Минприроды в целом согласен депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов. По его мнению, из-за широкого радиуса водоохранной зоны в нее попадают слишком много людей. Сократив эти территории и где-то даже разрешив бизнесу приблизиться к черте Байкала, можно только выиграть с точки зрения экологии: «Угрозы есть при существующем положении вещей, как это ни парадоксально, потому что требования на данный момент не позволяют сделать нормальную водоочистку, нормальную лесопереработку, нельзя сделать проект, нельзя потратить на это деньги, поэтому она просто не делается. По факту получается, что все это сливается и сваливается зачастую без всякой обработки, и это наносит вред Байкалу. Если мы наведем порядок в органах, в законодательстве, то это позволит нам сделать это все правильно, и, как ни парадоксально, от этого экология Байкала только выиграет».
Президент, местные жители, Минприроды, депутаты Госдумы — все выступают за корректировку границ водоохранной зоны. Проблема заключается в выборе обоснованных критериев, позволяющих сократить охраняемую территорию без ущерба для уникальной экосистемы Байкала, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аналитический центр НАФИ — член общественного совета Фонда «Озеро Байкал» — провел опрос среди жителей, проживающих в населенных пунктах на берегу Байкала. 46% респондентов поддержали сокращение водоохранной зоны; 48 процентов — казалось бы, в ущерб собственным интересам, — высказались против. При этом 62% опрошенных выступили за ограничение хозяйственной деятельности вокруг Байкала.
Источник: КомерсантЪ