С точки зрения бюджетной бухгалтерии ситуация в регионах продолжает улучшаться. Об этом говорят данные о расходах и доходах субъектов РФ в 2019 году. Уже больше двух лет рост доходов регионов опережает их расходы. При этом отмечается увеличение дифференциации регионов: самые богатые из них богатеют быстрее других. Такой вывод сделан в последнем мониторинге Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
По итогам четырех месяцев 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018-го доходы выросли на 22,6% (в целом за прошлый год рост составил 15,2%). В России нет регионов, испытывавших серьезные проблемы с уровнем бюджетных доходов, считают ученые.
Этот вывод подтверждается и предварительными данными об исполнении региональных бюджетов за пять месяцев, в соответствии с которыми только пять регионов имели отрицательные темпы прироста бюджетных доходов. А главное, это позволяет даже наименее обеспеченным регионам сокращать долговую нагрузку и формировать резервы для финансирования национальных проектов. Напомним, что из 26 трлн руб., которые планируется направить на нацпроекты до 2024 года, 4 трлн «записаны» за регионами (см. «НГ» от 13.02.19).
Основными источниками доходов регионов остаются налог на прибыль организаций (31,8% общего объема доходов) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ, 26,2%). Если такие темпы роста сохранятся до конца года, то впервые с 2008 года поступления налога на прибыль в консолидированные бюджеты регионов могут превысить объем поступлений НДФЛ.
В Москве налог на прибыль за январь–апрель 2019-го обеспечил дополнительно 124 млрд руб. доходов (увеличение на 48%). В столице сконцентрировались 27% всех поступлений налога на прибыль в консолидированные бюджеты регионов, отмечает главный научный сотрудник лаборатории исследований демографии РАНХиГС Наталья Зубаревич. Среди других регионов с большим объемом этого налога она отмечает Тюменскую область с автономными округами, Сахалин и Татарстан с очень высокими темпами роста. «Богатые регионы стали еще богаче», – констатирует Зубаревич.
Темпы роста расходов в регионах почти в два раза уступают темпам роста доходов, они за январь–апрель выросли на 12,7%. И это тоже тенденция, которая наметилась в 2018 году. Регионы не спешат тратить дополнительные финансовые ресурсы, продолжают проводить жесткую бюджетную политику и гасят государственный и муниципальный долг. Госдолг к концу апреля 2019 года по сравнению с началом года снизился на 7,3%, а по сравнению с апрелем 2018-го – на 7,2%, до 2 трлн руб. Впрочем, как отмечается в мониторинге, доля госдолга в структуре расходов продолжала снижаться и составила по итогам четырех месяцев 1%, а это минимальное значение за первые четыре месяца за последние шесть лет.
Часть дополнительных доходов пойдет на реализацию нацпроектов, и расходы по ним будут производиться ближе к концу года. На последней «Прямой линии» Владимир Путин объявил, что на несколько лет вперед планируется создание 200 комплексов по переработке мусора, на которые предполагается потратить 300 млрд руб., треть затрат готово взять на себя государство, остальное за бизнесом. Регионы же, в первую очередь заинтересованные в скорейшем решении актуальнейшей проблемы, продемонстрировали в начале года снижение расходов на охрану окружающей среды (81,2% от прошлогоднего уровня). А самыми высокими темпами росли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (27,9%), средства массовой информации (24,5%) и поддержку экономики (14,4%).
Инвестиции вообще по всей стране замерли, в первом квартале 2019-го они выросли всего на 0,5%. Да и то, рост был отмечен только в Центральном федеральном округе (за счет роста в Москве почти на 26%) и в Сибирском – на 13%.
Готовность бюджетов регионов к реализации национальных проектов депутат Госдумы Михаил Щапов оценивает как близкую к нулю. «На конец мая в регионы поступило только 13% от необходимого финансирования. Это означает, что остальные средства не будут освоены в этом году. Сейчас ответственность за это хотят переложить на регионы – они якобы не торопятся с освоением средств. Но они осваивают деньги в соответствии с разработанными на федеральном уровне процедурами и правилами. Даже если регионы захотят, быстрее они работать не смогут. Нужно было еще в конце 2018 года понимать, что система неповоротлива и быстро запустить нацпроекты не удастся», – сказал «НГ» Щапов.
«У нас есть территории, где исполнение прошлых майских указов оказалось на уровне 40%. Но даже такой уровень достигался ценой чудовищного роста госдолга. Сейчас у регионов просто нет ресурсов экономики, чтобы брать на себя новую финансовую нагрузку», – поясняет Щапов. По его словам, прирост налоговых доходов регионов с 2014 по 2018 год составил 40%, а рост экономики – 2,4%. То есть все эти годы весь прирост обеспечивался за счет более качественной работы ФНС, он не обеспечен экономическим развитием. «Федеральный Центр обещает на 95% финансировать нацпроекты в регионах, но запускает процесс очень неспешно», – говорит Щапов.
По его мнению, нынешний уровень неравенства регионов по доходам является критическим, угрожающим экономике страны в целом. «Бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя может различаться на порядки: от 40 тыс. руб. в Ивановской области, 185 тыс. – в Москве до 670 тыс. на Чукотке. Также могут различаться и зарплаты бюджетников. От 12 тыс. руб. для врача в Алтайском крае до 135 тыс. в Москве. Это ведет к огромной миграции с востока на запад, из регионов – в Москву и Санкт-Петербург. Остальная страна просто пустеет», – предупреждает Щапов.
Сейчас в стране 13 субъектов Федерации считаются высокообеспеченными (они не получают в 2019 году дотации от Центра на выравнивание этой самой бюджетной обеспеченности). 41 субъект числится в группе среднеобеспеченных, а еще 31 – низкообеспеченных. За первые четыре месяца рост доходов у них составил 27,5, 18,2 и 18,8% соответственно.
«Правительство основной целью политики межбюджетных отношений ставит выравнивание бюджетной обеспеченности, но речь должна идти не о математическом выравнивании бюджетов, а о равенстве доступа граждан к определенному качеству жизни, – говорит Щапов. – У нас сейчас тенденция обратная. В богатых регионах – Москве и Санкт-Петербурге с областями – высокий уровень зарплат и высокое качество жизни, доступ к большему спектру услуг и более развитой инфраструктуре. В то же время в остальных регионах зарплаты нищенские, инфраструктуры нет, нормальных услуг тоже нет. Это результат сверхцентрализации бюджетных доходов. За последние десять лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала с 60 до 44%, или почти в полтора раза. Правительство идет по пути изъятия доходов у регионов и лишь частичного возвращения в виде трансфертов. Часто трансферты не продлеваются дольше одного года. Отсюда и постоянно растущее неравенство между регионами».
Источник Независимая Газета