Отставание средних пенсий от зарплат в начале 2018 года достигло в России максимума за последние почти восемь лет. Такие данные приводят независимые экономисты. По официальной статистике картина иная. Минтруд, Пенсионный фонд России (ПФР) и близкие к Минфину эксперты приводят разнообразные методики расчета, свидетельствующие об успехах пенсионной системы. На практике же выход на пенсию нередко становится для россиян катастрофой образа жизни.
В начале 2018-го соотношение средних пенсий и зарплат составило в России лишь 32,8%, оказавшись «на минимуме с 2010 года». Такие данные приводит экс-руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов. Прошлый минимум был семь с половиной лет назад – в июне 2010-го: показатель составлял 32,3%. Тремасов делает важное уточнение: речь идет о соотношении средней за 12 месяцев зарплаты (среднее арифметическое) к средней за 12 месяцев пенсии. «То есть это отношение двух скользящих средних», – поясняет он.
Расчеты экономиста сильно отличаются от официальных данных. Так, по Росстату, в январе 2018-го средний размер назначенных пенсий составлял 34,7% от среднего размера начисленной зарплаты – речь идет о соотношении именно январских зарплат и пенсий в целом по стране. За 2017 год соотношение с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам составило 34%, следует из данных Росстата.
Но и данные Росстата тоже не истина в последней инстанции. Профильные ведомства приводят другие методики расчета, по которым коэффициент замещения (соотношение пенсии и утраченного заработка) может достигать самых разных значений.
В ПФР сообщили вчера «НГ» последние данные за 2017 год: «Коэффициент замещения страховой пенсии с учетом выплаты 5 тыс. руб. составил 34,8% (без учета выплаты – 33,8%). Коэффициент замещения страховой пенсии по старости с учетом выплаты 5 тыс. руб. – 36% (без учета выплаты 34,9%). Коэффициент замещения страховой пенсии по старости неработающего пенсионера с учетом выплаты – 36,3% (без учета – 35,3%)». В ведомстве Антона Дроздова добавили, что те, «кто получал невысокую зарплату, могут иметь коэффициент замещения и 60–70%».
В пресс-службе Минтруда пояснили «НГ», что «коэффициент замещения – это специальный индикатор, применяемый в международных документах для оценки уровня пенсий в стране, в частности, в Конвенции № 102». По данным Международной организации труда (МОТ), «лишь треть стран мира, в которых проживает 28% мирового населения, имеет всесторонние системы социальной защиты, охватывающие все области социального обеспечения, предусмотренные Конвенцией № 102», уточнили в Минтруде.
«В России пенсионной системой охвачено все население», – напоминают в ведомстве Максима Топилина. При этом в Минтруде обращают внимание на то, что, «согласно требованиям Конвенции № 102, коэффициент замещения исчисляется не в отношении отдельного получателя пенсии, а в отношении «типового получателя», представляющего собой мужчину-кормильца и его семью (домашнее хозяйство)». «Состав семьи варьируется в зависимости от покрываемых рисков (непредвиденных обстоятельств). В случае риска по старости типовым получателем становится супружеская пара пенсионного возраста – как это определено, «мужчина с женой пенсионного возраста», – продолжают в пресс-службе. – Но в любом случае при расчете коэффициента замещения учитывается весь получаемый доход домохозяйства, включая пенсию жены, а также другие социальные выплаты, например ежемесячные денежные выплаты».
«По оценке МОТ, Россия в области пенсионного страхования соответствует требованиям по коэффициенту замещения, предусмотренным Конвенцией. В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней зарплате по методике расчета, сложившейся в РФ. И она значительно превышает 40% по расчету по стандартам МОТ», – сообщает Минтруд.
Однако нередко для россиян выход на пенсию равноценен катастрофе образа жизни. Люди, особенно те, которые имели зарплату выше усредненных статистикой значений, получают скромную по сравнению с их прошлым заработком пенсию – даже несмотря на внушительный стаж. Они вынуждены либо смириться с резким ухудшением качества жизни, либо продолжить работать.
Причем, как отметил в беседе с «НГ» депутат Михаил Щапов, «катастрофа в жизни россиянина происходит не тогда, когда он достигает пенсионного возраста, а когда понимает, что уже нет сил активно трудиться и теперь придется жить на одну пенсию».
Эксперты, близкие к Минфину, указывают на предельные уровни для зарплат, после которых заработки уже не влияют на будущую пенсию. Правда, со временем эти предельные уровни все же растут. «До 2002 года страховался заработок до 1,2 от средней заработной платы в стране. До 2014 года страховался заработок до 1,6 к средней зарплате. С 2015-го страхуемый заработок постепенно повышается с 1,7 в 2015-м до 2,3 от средней заработной платы к 2021-му», – пояснила вчера «НГ» Татьяна Омельчук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института (учрежден Минфином). «Работники, имеющие зарплату свыше предельного размера, с которого берутся взносы в пенсионную систему, имеют возможность самостоятельно копить на пенсию в негосударственных пенсионных фондах, банках, на инвестиционных счетах», – уточнила она. По словам эксперта, «низкий коэффициент замещения пенсии часто связан с низким стажем уплаты взносов в пенсионную систему».
Кроме того, как замечает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Академии при президенте (РАНХиГС) Юрий Горлин, пенсия состоит из двух частей: фиксированной выплаты и переменной части, сформированной за счет взносов и зависящей от стоимости накопленных баллов. Наличие фиксированной выплаты можно считать как позитивным, так и негативным фактором. Потому что, с одной стороны, благодаря ей можно избежать крайне низких пенсий. Но с другой – эта выплата становится «механизмом перераспределения, не дающим возможности получать пенсии, адекватные высоким заработкам», поясняет Горлин. «Происходит перераспределение денег от относительно высокодоходных групп населения в пользу низкодоходных. Имеет место солидарность не только между поколениями, но и между различными доходными группами населения», – поясняет экономист.
Горлин замечает, что, конечно, если человек получал низкую зарплату, то для него коэффициент замещения может достигать и 50%, и 70%, а с учетом региональных доплат до прожиточного минимума его пенсия может оказаться даже больше утраченной зарплаты.
Если говорить о ситуации с пенсиями в других странах, то там коэффициент замещения нередко выше, чем в России. «Во многих странах существуют дополнительные корпоративные пенсионные системы за счет средств предприятия или на паритетной основе и накопительные составляющие пенсий за счет средств граждан, которые увеличивают размер пенсии», – говорит Омельчук.
Пенсия, как говорит аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, – «это выплаты на текущие нужды, а основным доходом должны стать проценты с накоплений». По его словам, «инструментов для инвестирования хватает, осталось выбрать подходящие», при этом «чем более развиты государство и его финансовые институты, тем лучше коэффициент замещения для всех граждан».
Источник: Независимая Газета