УВАЖАЕМЫЙ
ЧИТАТЕЛЬ!

В Ваших руках — отчёт о моей работе депутатом Государственной Думы за четыре года, с 2016 по 2020. Это моя принципиальная позиция: держать ответ перед своими избирателями, своими земляками, выбравшими меня представлять их интересы на федеральном уровне. Я всегда стараюсь поддерживать обратную связь через социальные сети, но эта брошюра — наиболее полный сборник документов о моей деятельности.

Доносить интересы Иркутской области и ее жителей до федеральных властей можно разными способами: разрабатывать законопроекты и поправки и добиваться их принятия; озвучивать проблемы с трибуны Госдумы — удивительно, как часто на высоком уровне не знают самых простых вещей о жизни «на земле»; задавать наболевшие вопросы федеральным министрам во время их отчётов перед депутатами и направлять официальные запросы в министерства и ведомства, добиваясь конкретных ответов действий. Наконец, можно предавать проблемы огласке через федеральные СМИ. Я использовал все.

В этой брошюре собраны все мои законопроекты, выступления, колонки в федеральных газетах, посредством которых я рассказывал о тех вопросах с которыми сталкиваются мои земляки, и добивался их разрешения. Отправной точкой для большинства из них служили обращения моих избирателей

Надеюсь, этот сборник будет полезен Вам. И я буду рад получить обратную связь — мне важны Ваше мнение и Ваша оценка моей работы. И, конечно, по-прежнему важны Ваши обращения.

Ваш Михаил Щапов

БИОГРАФИЯ

Родился 20 сентября 1975 года в Киренске. Вырос в Иркутске.

Образование:

  • 1997 — окончил Московский государственный университет коммерции
  • 1999 — окончил Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (Новосибирск)
  • 2011 — окончил юридический институт ИГУ по специальности «Юриспруденция»
  • 2011 — получил степень МВА по направлению «Управление недвижимостью» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

Трудовая деятельность:

  • Более 10 лет проработал в ФСБ (экономическая безопасность и борьба с коррупцией), руководил оперативным отделением. Участник боевых действий на Северном Кавказе.
  • В 2010 году вышел в отставку в звании подполковника ФСБ.
  • Тогда же создал с партнерами сельскохозяйственное предприятие ООО «АгроБайкал», которое специализируется на производстве качественных кормов и элитных семян
  • В 2012 году возглавил ИРО ООО «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».
  • В 2013 году избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области (по списку КПРФ).
  • В 2016 году стал председателем совета директоров международного аэропорта «Иркутск» (на общественных началах); с избранием в Государственную думу осенью 2016 года сложил полномочия.
  • В 2016 избран депутатом Государственной думы ФС РФ от избирательного округа № 93 (Иркутская область).

СТАТУС В ГОСДУМЕ

Член фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Госдуме.

Комитеты и Комиссии:

С 2016 по 2017 год входил в Комитет по безопасности и противодействию коррупции, Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы.

В 2017 году перешел в Комитет по бюджету и налогам, в котором с января 2021 года занял должность Первого заместителя Председателя Комитета. Член Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений

Состою в межфракционной рабочей группе «Байкал», которая занимается совершенствованием правовой базы, касающейся охраны озера и развития Байкальской природной территории в интересах местных жителей.

Участвую в деятельности межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению прав предпринимателей Российской Федерации, а также рабочей группы по защите прав граждан и доступности цифровых технологий.

Руковожу рабочей группой по поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства при Комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства.

СТАТИСТИКА

Количество внесенных за время работы в Государственной Думе законопроектов — 100, из них:

  • разработал самостоятельно — 14;
  • в соавторстве с другими депутатами — 86.

Количество поправок к законопроектам, внесенных ко второму чтению — 113.

Количество выступлений в Госдуме — 80, из них:

  • на «часе политических заявлений» — 5;
  • с докладом своих законопроектов — 3;
  • от имени фракции с позицией по законопроектам — 21;
  • защита поправок, внесенных в законопроекты ко второму чтению — 7;
  • вопросы министрам в ходе их отчетов перед депутатами — 16;
  • вопросы докладчикам по законопроектам — 28.

Количество полученных обращений от граждан — 4 899, из них:

  • от жителей Иркутской области — 4369;
  • от жителей других субъектов РФ — 539.

Количество обращений от жителей Иркутского одномандатного округа № 93 — 4 360. Поднимаемые в них вопросы:

  • проблемы ЖКХ — 942;
  • трудовые отношения — 283;
  • земельные отношения — 166;
  • безопасность и охрана правопорядка — 318;
  • предложения законодательных инициатив — 453;
  • финансовая помощь — 384;
  • социальная поддержка — 654;
  • здравоохранение — 118;
  • прочие — 1042.

Количество депутатских запросов, направленных в органы государственной и муниципальной власти — 3 037, из них:

  • Принято положительное решение — по 1397 (46%)

МОИ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Об облегчении госэкоэкспертизы для строительства социальных объектов на Байкальской природной территории (за пределами Центральной экологической зоны)

№ 105336–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории).

СУТЬ: предлагалось сохранить экологическую экспертизу обязательной для всех четырех категорий объектов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (в среднем 50 км от берега озера). А на остальной территории БПТ (от 50 до 200 км от берега) оставить обязательную экспертизу только для объектов I и II категорий, т. е. несущих реальную угрозу экологии озера.

ЗАЧЕМ: чтобы при неизменном приоритете идеи сохранения первозданной чистоты Байкала устранить барьеры для развития социальной сферы и строительства объектов социального, культурного и спортивного назначения.

О недопуске в леса арендаторов, которые не платят налоги с леса

№ 97506–7 «О внесении изменений в статьи 24 и 79 Лесного кодекса РФ» (в части введения дополнительных оснований для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком).

СУТЬ: предлагалось отказывать в допуске к участию в аукционе на пользование лесным участком или в праве безвозмездного пользования лесным участком в случае наличия недоимки по налогам, сборам и (или) задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.

ЗАЧЕМ:чтобы дать региональным властям дополнительный инструмент контроля над лесной отраслью и возможность убрать оттуда недобросовестные компании, получающие прибыль с леса, но не уплачивающие с него налоги.

О возврате на федеральный уровень полномочий по тушению лесных пожаров

№ 796564–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части закрепления полномочий по тушению лесных пожаров за органами государственной власти Российской Федерации).

СУТЬ: предлагалось вернуть на федеральный уровень переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по тушению лесных пожаров.

ЗАЧЕМ: проблемы недостаточности финансирования, несвоевременного доведения средств федерального бюджета на закупку противопожарной техники до регионов федерации, неактуальность методик расчета потребностей привели к тому, что регионы России не в состоянии реализовывать указанные полномочия.

Возврат полномочий на федеральный уровень должен способствовать централизации функций по тушению лесных пожаров, что, в свою очередь, создаст условия для более мотивированного подхода федеральных органов государственной власти к проблеме лесных пожаров

Об обеспечении граждан доступом к охотугодьям

№ 635730–7 «О внесении изменений в статьи 7 и 39 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения доступности охоты для граждан).

СУТЬ:предлагалось разрешить отводить под общедоступные охотничьи угодья 20% от общей площади муниципального района.

ЗАЧЕМ:чтобы решить проблему с доступом к вышеуказанным угодьям

О фиксированной ставке зарплаты для врачей и учителей не ниже 2 МРОТ

№ 911641–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников).

СУТЬ:предлагалось законодательно закрепить, что базовая ставка заработной платы педагогических и медицинских работников не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены и действуют соответствующие медицинские и образовательные организации.

ЗАЧЕМ:для установления педагогическим и медицинским работникам достойного уровня оплаты труда и закрепления нормы, что твердая часть зарплаты должна быть больше, чем доля стимулирующих надбавок

О квартирах для ветеранов боевых действий, вставших на учет после 01.01.2005

№ 676756–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» (в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся).

СУТЬ: предлагалось предоставлять инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

ЗАЧЕМ: чтобы обеспечить жильем всех ветеранов боевых действий, заслуживших это право своим статусом (в настоящее время указанное право предоставляется только тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года).

О предоставлении гражданам жилья в любом месте в границах региона в связи с выселением

№ 432405–7 «О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением).

СУТЬ:предлагалось дать право всем жильцам аварийных домов на получение нового жилья в любом населенном пункте в пределах региона, вне зависимости от программы переселения (сейчас этой привилегией пользуются только те, кто попал в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ, все остальные могут рассчитывать на новоселье только в границах своего города или поселка).

ЗАЧЕМ:чтобы расширить возможность переселения граждан в другие населенные пункты в связи с предоставлением жилых помещений по договору социального найма.

О направлении в регионы 30% (вместо 0) от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

№ 721833–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)».

СУТЬ: предлагалось установить зачисление налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджеты

субъектов РФ по нормативу 30 процентов, а нормативы зачисления налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в федеральный бюджет уменьшить со 100 до 70 процентов.

ЗАЧЕМ: чтобы восстановить баланс в отношениях регионов и федерального центра и вернуть часть доходов в регионы. За последние 10 лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала с 60% до 44%, совокупный госдолг регионов вырос с 1 трлн до 2,5 трлн руб. У субъектов федерации нет денег даже на первоочередные расходы, они вынуждены постоянно занимать средства у банков.

О возврате в регионы 1% дохода от налога на прибыль

№ 798485–7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)».

СУТЬ:предлагалось досрочно возвратить ранее централизованную часть собственных налоговых доходов регионов в виде 1% налога на прибыль обратно в регионы (начиная не с 2025, а с 2021 года).

ЗАЧЕМ:чтобы позволить регионам, включая Иркутскую область, увеличить свой бюджет с 1 до 4,5%.

От централизации 1% ставки налога на прибыль промышленно развитые регионы теряют уже больше 200 млрд руб. в год. Это серьезные средства, которые могут быть направлены на развитие региональных экономик, социальной сферы, повышение качества жизни наших граждан.

Об опыте работы в регионе как обязательном условии для федеральных чиновников

№ 862684–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»».

СУТЬ: предлагалось для назначения на должности категории «руководители» высшей и главной группы должностей федеральной гражданской службы ввести дополнительное требование в виде обязательного опыта работы в субъекте РФ (в форме стажа на государственной гражданской службе или работы по специальности) в течение не менее трех лет.

ЗАЧЕМ:чтобы будущие федеральные чиновники могли лучше узнать жизнь в субъектах РФ и при принятии решений на федеральном уровне учитывать особенности и потребности регионов России.

Об ужесточении административной ответственности за управление маломерными судами в пьяном виде

№ 487435–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в целях усиления административной ответственности за управление судном лицами, находящимися в состоянии опьянения).

СУТЬ:предлагалось повысить размер административного штрафа за управление маломерным судном в состоянии опьянения с 1,5 до 5 тыс. руб. Одновременно с повышением штрафа предлагалось лишать права управления судном на срок от 1,5 до 2 лет.

ЗАЧЕМ:с целью предотвращения новых жертв среди населения РФ

О праве родителей на получение налогового вычета за лечение совершеннолетних детей

№ 997842–7 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)».

СУТЬ: предлагалось предоставить налогоплательщику возможность получать социальный налоговый вычет в размере стоимости лекарственных препаратов и лечения не только за себя, своего супруга и родителя, но и за своего ребенка (в том числе усыновленного) и подопечного, независимо от их возраста (в настоящее время получить налоговый вычет можно только за ребенка до 18 лет).

ЗАЧЕМ:чтобы дать возможность получать налоговые вычеты при покупке лекарств и оплате лечения для своих выросших детей и совершеннолетних подопечных, в силу разных обстоятельств не имеющих собственных доходов и временно нуждающихся в помощи родителей.

Об уточнении полномочий органов местного самоуправления по итогам «мусорной реформы»

№795359–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

СУТЬ:предлагалось привести 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствие с 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами.

ЗАЧЕМ: чтобы избежать коллизий в случае проведения проверок.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ В СОАВТОРСТВЕ

Об охране аэропортов и объектов их инфраструктуры

№ 722371–7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (об охране аэропортов и объектов их инфраструктуры).

СУТЬ: предлагалось предусмотреть, что авиационная безопасность будет обеспечиваться, а охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры будет осуществляться не только перечисленными в кодексе субъектами, но и подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, «аккредитованными для этой цели в установленном Федеральным законом «О транспортной безопасности» порядке».

ЗАЧЕМ: чтобы исключить монополию ведомственной охраны Минтранса РФ, обеспечить конкуренцию между подразделениями транспортной безопасности (ведомственной охраной и аккредитованными юридическими лицами) в части стоимости и качества оказания услуг по охране периметра аэропортов, что будет способствовать сохранению местных воздушных авиалиний и доступных цен на авиабилеты для населения.

О восстановлении системы лесозащитных полос

№ 660621–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации».

СУТЬ: предлагались комплексные изменения, направленные на детализацию правового регулирования проведения агролесомелиоративных мероприятий, в том числе:

— введение понятие «мелиоративные защитные лесные насаждения»;

— уточнение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в части проведения агролесомелиоративных мероприятий;

— установление особенностей учета мелиоративных защитных лесных насаждений как специфического объекта мелиорации.

ЗАЧЕМ: чтобы создать условия для полноценной реализации

мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что будет иметь положительный экономический и экологический эффект в виде предотвращения деградации земель, повышения плодородия почв, увеличения продуктивности сельскохозяйственных угодий, восстановления системы обустройства лесозащитных полос.

О компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт

№ 366130–7 «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт).

СУТЬ: предлагалось наделить субъекты РФ правом распространять компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в том числе и на собственников жилых помещений, достигших возраста 70 или 80 лет и являющихся членами семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и/или неработающих инвалидов I и II группы.

ЗАЧЕМ: чтобы неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста 70–80 лет, проживающий совместно с инвалидом I или II группы, мог претендовать на получение компенсации за капремонт

О смягчении налогового надзора за гражданами

№ 818206–7 «О внесении изменений в статью 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

СУТЬ: предлагалось дополнить КоАП положением о достаточности формирования кассового чека коррекции для освобождения от привлечения к административной ответственности. И таким образом позволить налогоплательщику, допустившему нарушение, сформировать на своей контрольно-кассовой технике кассовый чек коррекции, автоматически направляемый в налоговые органы и рассматриваемый одновременно и как сообщение о правонарушении, и как документ, подтверждающий исправление ошибки, что позволяет избежать дополнительных действий со стороны налогоплательщика

ЗАЧЕМ: чтобы упростить процедуру самостоятельного исправления допущенных налогоплательщиками ошибок в целях освобождения от административной ответственности.

О создании анти-террористических комиссий в муниципальных образованиях

№ 269861–7 «О внесении изменений в статьи 5 и 5–1 Федерального за- кона «О противодействии терроризму»».

СУТЬ: предлагалось наделить высшее должностное лицо субъекта РФ полномочиями по созданию антитеррористических комиссий в му- ниципальных образованиях.

ЗАЧЕМ: чтобы позволить по решению высшего должностного лица субъекта РФ формировать коллегиальные органы в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполни- тельной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов мест- ного самоуправления при осуществлении ими мероприятий по профилак- тике терроризма, а также по минимизации и/или ликвидации последствий его проявлений.

О запрете на участие офшорных компаний в приватизации

№ 1020371–6 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О приватиза- ции государственного и муниципального имущества» и статью 2 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные об- щества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»» (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации).

СУТЬ: предлагалось установить в отношении офшорных компаний и российских юридических лиц, контролируемых такими компаниями, запрет на покупку государственного и муниципального имущества в процессе приватизации последнего.

Кроме того, указанным офшорным компаниям и контролируемым ими российским юридическим лицам запрещается приобретать при- надлежащее стратегическим акционерным обществам имущество, относящееся к основным производственным фондам и превышающее 25% балансовой стоимости активов таких акционерных обществ на дату последнего бухгалтерского баланса.

ЗАЧЕМ: это продолжает политику государства по деофшоризации российской экономики и созданию стимулов для возврата вывезенных из страны капиталов под российскую юрисдикцию.

Общественная приемная

Задать вопрос

To Top