Год назад я впервые отчитался о своей работе в Госдуме. Сегодня вы держите в руках уже второй мой отчет.
Год оказался непростым. Однако сделать удалось немало. Например, добиться, чтобы правительство РФ отклонило предложение олигархов поднять тарифы на электроэнергию для жителей Иркутской области. Увеличить финансовую поддержку региона. На заседаниях трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, в которую я вхожу, мы утвердили дополнительные суммы для Иркутской области из федерального бюджета.
Но предстоит сделать еще больше.
В этом году правительство РФ голосами партии власти протащило немало законов, которые ударят по гражданам. Это беспринципная пенсионная реформа. Это увеличение акцизов на бензин. Это рост налогов.
Эти законы совершенно не учитывают интересы людей – ни продолжительность жизни, ни уровень доходов, ни расстояния.
Для меня как депутата очень важно доносить до федеральных чиновников специфику нашей области, не давать забывать, что страна у нас большая, и люди в ней живут в совершенно разных условиях, добиваться отмены антинародных законов. В этом мне помогаете вы, мои избиратели, когда делитесь своими проблемами на встречах, комментируете посты в соцсетях, когда присылаете свои вопросы на почту. И эта газета еще одна возможность для меня донести свою позицию и услышать ваше мнение по самым важным вопросам – через анкету. Чтобы с новыми доводами на руках бороться за ваши права и интересы на самом высоком уровне.
«Министр финансов Наталия Бояринова [в ходе публичных слушаний об областном бюджете на 2019-й и плановый период 2020–2021 годов] выразила глубокую признательность депутату Государственной думы Михаилу Щапову за активную работу по защите интересов области.
— Если бы все наши депутаты в Государственной Думе работали так, как Щапов, в своих комитетах, профильные министерства областного правительства приветствовали бы их усилия, - отметила Наталия Бояринова»
«Бюджет умеренного оптимизма» / Информационное агентство «Альтаир»
В этом году мы с коллегами-коммунистами добились принятия закона, который расширяет льготы по взносу в Фонда капремонта для пенсионеров. Раньше правом на 50%-процентную льготу при достижении 70 лет и на полную отмену взносов с 80-летнего возраста пользовались только одинокие пенсионеры и семьи неработающих пенсионеров, например, муж и жена. Но часто с людьми преклонного возраста проживают родственники, обычно это дети, инвалиды 1-2 группы...
В уходящем году думское большинство побило рекорд по числу антинародных инициатив: пенсионная реформа, рост налогов, наступление на самозанятых граждан. Оппозиционные партии последовательно и жестко выступали против покушений на социальные права. Депутат-коммунист от Иркутской области Михаил Щапов был в числе наиболее активных противников таких законопроектов.
Увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин стало шоком для всех россиян. Правительство продавило эту «реформу», убеждая, что ее цель – увеличить среднюю пенсию и довести ее размер с нынешних 14,5 тысячи рублей до 20 тысяч в 2024 году. Однако очевидно, что реальная ее задача – снизить дефицит ПФР за счет сокращения числа пенсионеров.
Еще на стадии обсуждения законопроекта в Госдуме Михаил Щапов задал вопрос министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину: «Как правительство собирается компенсировать пенсионерам выпадающие доходы, которые они недополучат за те пять лет, на которые им отодвинули выход на пенсию?» Министр в ответ предложил сосредоточиться на том, что пенсионеры приобретут.
– Но что приобретут они на самом деле? Среднестатистический россиянин недополучит около миллиона рублей – 14,5 тысячи средней пенсии, умноженные на 5 лет. А все, что гарантирует ему правительство – это повышение на 1000 рублей в 2019 году. О дальнейших повышениях в законе ничего не говорится, только о ежегодной индексации на процент инфляции. Но как федеральный центр считает эти проценты, мы тоже знаем, – отмечает Михаил Щапов.
Перед обсуждением пенсионной реформы Михаил Щапов объявил голосование в социальных сетях и пообещал проголосовать так, как решат избиратели. В общей сложности проголосовало почти 30 тысяч человек, и 98% высказались против. Иркутский депутат не только сдержал обещание и во всех трех чтениях проголосовал против закона о повышении пенсионного возраста, но и озвучил аргументы жителей области, оставленные в комментариях, на обсуждениях в Госдуме.
С 1 января акцизы на бензин вырастут в 1,5 раза. Это может привести к резкому скачку цен на нефтепродукты. Повышение цен на топливо в свою очередь болезненно ударит по сельскому хозяйству, а заплатят за это снова граждане. Ведь в цену на товары тех же сельхозпроизводителей заложена и себестоимость производства – овощей, зерновых, кормовых трав, и стоимость перевозки готовой продукции.
– Любой рост цен на ГСМ бьет по кошельку каждого россиянина без исключения. Недаром Счетная палата связывает рост инфляции в этом году во многом именно со скачком цен на ГСМ в первой половине года, – подчеркнул Михаил Щапов.
Госдума голосами партийного большинства утвердила налог для так называемых самозанятых. Он вводится с 1 января 2019 года – пока в качестве эксперимента. Платить его должны жители Москвы и Подмосковья, Татарстана и Калужской области, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.
Это нововведение вызвало недовольство большинства россиян. Ведь новый налог вводится на фоне других дополнительных поборов – повышения НДС, подорожания топлива, очередного повышения коммунальных тарифов, которые, кстати, в следующем году поднимутся дважды.
В следующем году Иркутская область впервые за несколько лет получит деньги на борьбу с лесными пожарами. Федеральный центр перечислит около 148 миллионов рублей на покупку специальной техники для лесхозов нашего региона. Это стоимость двух новых пожарно-химических станций третьего типа – самых мощных и эффективных комплектов противопожарной техники.
Читать статьюПочти год назад истек строк, который президент РФ Владимир Путин дал Минприроды России на решение проблемы экоэкспертизы на Байкале. Министерство должно было сократить список объектов, которые нельзя строить на Байкальской природной территории без экологической экспертизы до конца 2017 года.
– Экологическая экспертиза социальных объектов ухудшает жизнь людей в Прибайкалье. Необходимо ускорить ее реформу. И я буду делать все возможное, чтобы процесс стронулся с места.
Весной этого года правительство России изменило границы водоохранной зоны на Байкале. Теперь граница проходит по вершинам прибрежных хребтов — на расстоянии от 2 до 5 километров от озера, а не в 60-80 километрах, как раньше. Таковы были рекомендации ученых института географии СО РАН.
Читать статьюВместо федеральной программы «Охрана озера Байкал» с 2019 года начнет действовать национальный проект «Экология». Охрана Байкала войдет в него как один из 11 блоков.
Юрий Курин, заслуженный юрист РФ, экс-депутат Госдумы:
Как бывший депутат Госдумы, я с интересом смотрю на деятельность Михаила Щапова, и вижу, что он уже сейчас действует профессионально. Но у него есть еще большой потенциал. Он регулярно выступает на пленарных заседаниях Госдумы по самым острым проблемам; он выступил на заседании правительства, что не часто бывает с депутатами; активно участвует в законотворческой деятельности по одному из самых болевых вопросов для области - о Байкале.
Триумфаторы и аутсайдеры иркутской политики-2018/Информационное агентство "Альтаир"
Как на самом деле устроено законодательство? О чем не пишут в учебниках по праву? Как создаются законы? На эти и другие вопросы получили самые неожиданные ответы семеро иркутских студентов. Все они – победители конкурса «Моя законотворческая идея по сохранению, охране и развитию уникального озера Байкал», объявленного депутатом Госдумы Михаилом Щаповым. И все побывали в этом году на практике в Госдуме – таков был первый приз.
Социальные сети – далеко не всегда бесполезная трата времени. Они могут быть очень эффективным способом поддерживать связь со своим депутатом. Михаил Щапов активно общается с избирателями через «Одноклассники», «Фейсбук» и «ВКонтакте». Это помогает ему оперативно рассказывать о новых законопроектах, выражать свое мнение по поводу инициатив правительства и коллег-депутатов, а главное – узнавать позицию своих избирателей по тому или иному вопросу. Например, через голосование. Так было во время подготовки пенсионной реформы и введения налога на самозанятых. Большинство подписчиков проголосовали против этих инициатив, и Михаил Щапов озвучил их аргументы в своем выступлении в Госдуме.
А еще на страничках депутата и его общественной приемной можно оставить обращение. Оно будет зарегистрировано и отработано так же, как и письмо в приемную или обращение, озвученное на личном приеме.Так, например, поступила иркутянка Любовь Хилютко, не могла добиться реакции управляющей компании на свои жалобы. Помощники депутата помогли обратившейся к ним женщине наладить коммуникацию с УК, и проблемы с жильем были решены.Чтобы отправить обращение депутату в любой из соцсетей, следуйте указаниям на этой странице.
Не забывайте:
Если вам продали некачественный товар и продавец не хочет возвращать деньги, если вы столкнулись с нарушением санитарных норм в магазине или кафе, если вы оплатили услугу, а ее вам оказали кое-как, пишите жалобу в Роспотребнадзор.
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 8, 8 (3952) 24-33-67
38.rospotrebnadzor.ru
В течение семи дней после вашего обращения прокуратура должна предварительно рассмотреть жалобу и уведомить вас о своем решении: принять к рассмотрению, отказать в нем или вернуть на доработку. Полностью жалоба рассматривается в срок до 30 дней.
Прокуратура Иркутской области 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5, 8 (3952) 25-90-00 procuror@irkproc.ru, rkproc.ru
Куда бы вы ни писали жалобы, есть несколько обязательных правил, несоблюдение которых может привести к тому, что жалобу не будут рассматривать:
© 2017 mv-schapov.ru
– В этом году мы с коллегами-коммунистами добились принятия закона, который расширяет льготы по взносу в Фонд капремонта для пенсионеров. Раньше правом на 50-процентную льготу при достижении 70 лет и на пол- ную отмену взносов с 80-летнего возраста пользовались только одинокие пенсионеры и семьи неработающих пенсионеров, например, муж и жена. Но часто с людьми преклонного возраста проживают родственники, обычно это дети, инвалиды 1-2 группы. И такие семьи автоматически лишаются льгот. А ведь инвалиды у нас так же бедны, как и пенсионеры. В июле этого года предложенная нами поправка к Жилищному кодексу была принята. Подчеркну, что это ни в коей мере не меняет отношения КПРФ и моего лично к самой идее взносов за капремонт – как к антинародному и с практической точки зрения неэффективному закону. Но если пока нет возможности его отменить совсем, нужно использовать каждую возможность его смягчить.
Увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин стало шоком для всех россиян. Правительство продавило эту «реформу», убеждая, что ее цель – увеличить среднюю пенсию и довести ее размер с нынешних 14,5 тысячи рублей до 20 тысяч в 2024 году. Однако очевидно, что реальная ее задача – снизить дефицит ПФР за счет сокращения числа пенсионеров.
Еще на стадии обсуждения законопроекта в Госдуме Михаил Щапов задал вопрос министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину: «Как правительство собирается компенсировать пенсионерам выпадающие доходы, которые они недополучат за те пять лет, на которые им отодвинули выход на пенсию?» Министр в ответ предложил сосредоточиться на том, что пенсионеры приобретут.
– Но что приобретут они на самом деле? Среднестатистический россиянин недополучит около миллиона рублей – 14,5 тысячи средней пенсии, умноженные на 5 лет. А все, что гарантирует ему правительство – это повышение на 1000 рублей в 2019 году. О дальнейших повышениях в законе ничего не говорится, только о ежегодной индексации на процент инфляции. Но как федеральный центр считает эти проценты, мы тоже знаем, – отмечает Михаил Щапов.
Арифметика простая: даже если государство сдержит обещание и повысит пенсии на 5,5 тысячи к 2024 году, чтобы компенсировать этой прибавкой недополученные 870 тысяч рублей, потребуется примерно 15 лет. То есть, мужчины должны доживать до 80 лет. Много ли таких?
– По данным Всемирного банка, даже до 65 лет в России доживают лишь 43% мужчин. Примерно в половине регионов средняя ОЖИДАЕМАЯ продолжительность жизни мужчин сейчас меньше 63 лет. То есть полстраны просто не будет доживать до пенсии, – приводит факты депутат.
Опираясь на эту статистику, Михаил Щапов предложил поправку в законопроект о пенсионной реформе: не менять возраст выхода на заслуженный отдых в тех регионах, где средняя ожидаемая продолжительность жизни у мужчин ниже 75 лет, у женщин – ниже 80 лет, то есть, практически для всей Сибири и Дальнего Востока. Однако поправку отклонили – тем самым подтвердив, что реформа затевалась не ради заботы о гражданах.
– Нам говорят, что Пенсионный фонд не должен дотироваться за счет бюджета, а только за счет взносов граждан. Но не поясняют, почему так должно быть. ПФР сегодня на 40% дотируется из бюджета. КПРФ настаивает на том, чтобы и впредь не снимать с бюджета социальную нагрузку. Для этого мы предлагаем увеличивать доходы за счет богатейшей части населения и бизнеса. Это и введение прогрессивной шкалы НДФЛ, и пересмотр льгот по НДС для сырьевых экспортеров, и более жесткий контроль расходов бюджета. У нас, по данным КСП, ежегодно нецелевым образом расходуется триллион рублей! – подчеркивает Михаил Щапов. – Почему правительство старательно не замечает этих предложений и затыкает бюджетные дыры за счет пенсионеров?
Предыдущий опыт России показывает: ни одна реформа пенсионной системы у нас не была доведена до логического конца. А опыт европейских стран, которые столкнулись с молодежной безработицей и теперь хотят снизить пенсионный возраст, как Италия, или уже снизили его, как Польша, говорит о том, что и мы к этому вопросу рано или поздно вернемся. И оппозиционные партии делают все возможное, чтобы это произошло раньше.
С 1 января акцизы на бензин вырастут в 1,5 раза. Это может привести к резкому скачку цен на нефтепродукты. Повышение цен на топливо в свою очередь болезненно ударит по сельскому хозяйству, а заплатят за это снова граждане. Ведь в цену на товары тех же сельхозпроизводителей заложена и себестоимость производства – овощей, зерновых, кормовых трав, и стоимость перевозки готовой продукции.
– Любой рост цен на ГСМ бьет по кошельку каждого россиянина без исключения. Недаром Счетная палата связывает рост инфляции в этом году во многом именно со скачком цен на ГСМ в первой половине года, – подчеркнул Михаил Щапов.
Причем заплатить рядовым потребителям придется дважды. Чтобы хотя бы отчасти сдержать неизбежный рост цен на бензин, правительство РФ с октября начало – внимание! – выплачивать компенсации нефтяным компаниям. Логика федеральных чиновников поражает: мировые цены на нефть и нефтепродукты сейчас намного выше внутренних. Вот почему нефтяникам выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт, а значит, есть угроза дефицита и нового роста цен на бензин в стране – чтобы заинтересовать нефтедобывающие компании продавать нефть на внутреннем рынке, государство будет выплачивать им из бюджета половину разницы между мировой и внутренней стоимостью топлива.
– По подсчетам экспертов, в 2018 году эта помощь нефтяникам обойдется в 100 млрд рублей, а в 2019 году – в 400 млрд. Напомню, что повышение пенсионного возраста даст бюджету экономию в 250 млрд рублей в год, и то не сразу. И всю ее отдадут нефтедобытчикам, чтобы им было «интересно» продавать нефть на внутреннем рынке, – говорит депутат. – Надо ли напоминать, что нет никаких государственных денег – есть деньги налогоплательщиков? Я считаю эту идею совершенно неприемлемой: нефтяная отрасль должна приносить доходы бюджету, а не забирать их из казны. Мы, депутаты Госдумы, уже дали правительству инструмент для регулирования баланса ГСМ на рынке – право вводить заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты. Если компании не будут продавать ГСМ на внутреннем рынке, пошлины могут сделать продажу за рубеж невыгодной. Почему государство не хочет им пользоваться, а предлагает нам компенсировать надуманные потери отрасли, которая на самом деле получает сверхдоходы?
Госдума голосами партийного большинства утвердила налог для так называемых самозанятых. Он вводится с 1 января 2019 года – пока в качестве эксперимента. Платить его должны жители Москвы и Подмосковья, Татарстана и Калужской области, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.
Это нововведение вызвало недовольство большинства россиян. Ведь новый налог вводится на фоне других дополнительных поборов – повышения НДС, подорожания топлива, очередного повышения коммунальных тарифов, которые, кстати, в следующем году поднимутся дважды.
Депутат Госдумы Михаил Щапов голосовал против этого налога. Он считает, что эта мера сейчас несвоевременная.
– Экономика в стагнации, реальные доходы людей снижаются четыре года подряд, цены на все растут. В этой ситуации введение дополнительных налогов для граждан может спровоцировать очередной социальный кризис. Ведь большинство людей начинают продавать пироги через интернет не оттого, что им это нравится, а потому что не могут работать официально. Получают они не 70-80 тысяч рублей, как нас пытаются убедить авторы закона, а 10-20 тысяч в лучшем случае. К сожалению, мы видим, что за разговорами о легализации самозанятых стоит обычное желание обложить дополнительными платежами еще и эту категорию граждан. Чтобы мама двоих детей, которая зарабатывает себе на жизнь репетиторством в дополнение к огромным расходам на школу, детсад, коммуналку, квартиру, свет, платила еще и налог. Конечно же я против такого. Такой же позиции придерживаются и мои избиратели. Я уже несколько региональных недель подряд при встречах с людьми задаю вопрос, поддерживают ли они налог на самозанятых.
Авторы заявляют, что этот закон поможет легализоваться миллионам предпринимателей и тем самым защитит их от криминала и коррупции. Однако в предыдущие два года власти пытались вывести из тени репетиторов и домработниц. Но за это время по всей стране легализовались лишь пара тысяч человек. Хотя их полностью освободили от налогов.
– Проблема в том, что наши граждане не верят государству. Они не верят, что налог не изменится через пару лет, что по следам налоговиков к ним не придут надзорные органы, которым придется платить штрафы, – поясняет депутат. – Вот когда наша экономика начнет расти темпами в два-три раза выше среднемировых, тогда мы можем начать разговор о налогообложении самозанятых. Почему, прежде чем искать деньги у не самых богатых граждан, государство не пытается их поискать у богатейших? Как минимум необходимо ввести прогрессивную ставку НДФЛ, налог на роскошь, убрать регрессивную ставку взносов в ПФР, перестать платить запредельные зарплаты руководству госкомпаний. Тогда люди увидят справедливость в действиях государства, тогда начнут верить и сами будут переходить на легальное положение.
В следующем году Иркутская область впервые за несколько лет получит деньги на борьбу с лесными пожарами. Федеральный центр перечислит около 148 миллионов рублей на покупку специальной техники для лесхозов нашего региона. Это стоимость двух новых пожарно-химических станций третьего типа – самых мощных и эффективных комплектов противопожарной техники.
Новая ПХС в Качугском районе (на фото) помогла сократить площадь пожаров в 4,5 раза
Эти суммы зафиксированы в федеральном бюджете на 2019 год, который депутаты Госдумы приняли в ноябре.
Более того, еще по 147,8 миллиона на эти цели Минприроды планирует выделить в 2020 и 2021 году. То есть, в ближайшие три года наши лесхозы смогут обновить технику почти на полмиллиарда рублей!
– Лесные пожары наносят колоссальный ущерб экономике. В целом по России ежегодные потери лесной отрасли составляют десятки миллиардов рублей, в этом году, например, по данным МПР, сумма ущерба достигла 32 миллиардов. И неудивительно: деньги на противопожарную технику федеральный центр не выделял с 2014 года, – комментирует депутат Государственной Думы Михаил Щапов.
Между тем эффективность этих мер очевидна: в прошлом году в Качугском районе Иркутской области ввели в эксплуатацию пожарно-химическую станцию третьего типа. Это полный комплект противопожарной техники: бульдозеров, тракторов, вездеходов, автоцистерн, пожарных машин – всего около 20 единиц. С их помощью сотрудники лесхоза могут оперативно добраться до пожара и потушить его в самом начале, не дав разгореться.
Стоимость такой станции – примерно 75 миллионов рублей. Деньги дал региональный бюджет. В результате площадь пожаров в районе в 2017 году сократилась в пять раз по сравнению с предыдущим: со 156 тысяч га до 36 тысяч га.
В этом году ПХС третьего типа была создана в Казачинско-Ленском районе. Площадь, пройденная огнем, в этом сезоне там сократилась по сравнению с прошлым годом более чем в 57 раз! Хотя загорался лес даже чаще, чем раньше. Вот что значит оперативно потушить очаг!
Депутат Щапов неоднократно поднимал этот вопрос в ГД и предлагал поправки в бюджет, предусматривающие увеличение финансирования. Наконец Минприроды прислушалось к этим аргументам и заложило на 2019 год целевые средства на лесопожарную технику.
– Это долгожданное решение. Также радует, что мы смогли отстоять эти деньги и не дали урезать данную статью расходов во время утверждения бюджета на следующий год. Ведь финансовые возможности региона ограничены – 1 ПХС в год. Понятно, что это не закроет потребности Иркутской области полностью, те более, что обновлять станции надо регулярно. Техника работает в очень агрессивной среде – быстро изнашивается, часто сгорает. Но и это решение существенно поможет в борьбе с лесными пожарами. Теперь нам необходимо добиваться, чтобы предусмотренные средства поступили в регион в необходимые сроки.
Почти год назад истек строк, который президент РФ Владимир Путин дал Минприроды России на решение про- блемы экоэкспертизы на Байкале. Министерство должно было сокра- тить список объектов, которые нель- зя строить на Байкальской природ- ной территории без экологической экспертизы до конца 2017 года.
На дворе – декабрь 2018 года. В ноябре на пленарном заседании Государственной думы Михаил Щапов задал вопрос заместителю министра природных ресурсов и экологии РФ Светлане Радченко о судьбе их законопроекта. Ответ был: «Мы надеемся, что в ближайшее время он поступит на рассмотрение депутатов».
- Это очень неконкретно. Поправки затягиваются. Регионы ждут. А ведь министерский законопроект предстоит еще дорабатывать, потому что в нем есть условия, с которыми я и мои коллеги-депутаты от Иркутской области и Бурятии, не согласны. Например, действие законопроекта Минприроды распространяется только на «объекты социальной инфраструктуры». Что это за таинственные объекты - в законе не расшифровывается. Авторы поясняют: их список будет устанавливать правительство страны отдельным постановлением. То есть нам, во-первых, предлагают кота в мешке. А во-вторых, мы все прекрасно знаем, что постановления и прочие подзаконные акты легко изменить, причем даже не ставя население в известность. Я убежден, что список соцобъектов, освобожденных от экоэкспертизы, должен быть четко прописан в самом законе, - настаивает депутат.
Ранее Михаил Щапов предложил исключить из законопроекта такие условия как финансирование строительства из бюджета и подключение к централизованной системе канализации. Ведь нет особой разницы за чей счет строится социальный объект. А что касается централизованного водоотведения – то не во всех прибайкальских поселках такие системы есть. Эти замечания Минприроды учло.
Сколько всего займет согласование, доработка и принятие поправок министерства, неизвестно. На данный момент только один законопроект об экологической экспертиз на БПТ прошел все согласования и внесен в Госдуму. Этот проект, подготовленный Михаилом Щаповым. Он облегчает режим экологической экспертизы для объектов 3 и 4 категории, строящихся за пределами Центральной экологической зоны. На сегодня это самый подготовленный проект. Однако его до сих пор не обсудили на пленарном заседании.
– Экологическая экспертиза социальных объектов ухудшает жизнь людей в Прибайкалье. Необходимо ускорить ее реформу. И я буду делать все возможное, чтобы процесс стронулся с места.
С 2014 года на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Под действие этой нормы попадают не только опасные экологически производства, предприятия по добыче руд, сбору и обработке сточных вод, но и школы, детские сады, медицинские учреждения, жилье. По факту получается, что без дорогостоящей (сотни тысяч рублей) экспертизы нельзя построить даже футбольную площадку. А еще - многоквартирный дом, школу, садик, поликлинику. Причем речь идет не только о побережье Байкала, а об огромной территории, в которую попадают даже Черемхово и Качуг. Законопроект Михаила Щапова отменяет экологическую экспертизу для объектов III и IV категории, строящихся за пределами Центральной экологической зоны. К ним относятся школы, больницы и ФАПы, жилые дома.
Весной этого года правительство России изменило границы водоохранной зоны на Байкале. Теперь граница проходит по вершинам прибрежных хребтов — на расстоянии от 2 до 5 километров от озера, а не в 60-80 километрах, как раньше. Таковы были рекомендации ученых института географии СО РАН.
Депутат Госдумы Михаил Щапов, министр имущественных отношений Иркутской области Владислав Сухорученко и мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев провели в Еланцах совещание по сокращению водоохранной зоны Байкала.
Населенные пункты на побережье практически полностью исключили из водоохранной зоны, оставив лишь 200 метров от уреза воды. Это сделано по поручению президента РФ Владимира Путина, в котором так и было прописано: исключить населенные пункты из границ водоохранной зоны.
Теперь на всех территориях, исключенных из водоохранной зоны, разрешены три вида деятельности: можно ездить на машинах по грунтовым дорогам (парадокс, но раньше это было запрещено), также разрешено размещение кладбищ и создание площадок для временного хранения бытового мусора.
Есть еще четвертый пункт — допускается сброс сточных вод. Однако по факту он не работает, так как существует приказ №63 Минприроды РФ, который требует, чтобы сточные воды на Байкале очищались до состояния дистиллированной воды. Пока таких технологий нет, сбрасывать стоки в Центральной экологической зоне Байкала нельзя.
Никаких других вольностей перенос водоохранной зоны за собой не влечет. Наверное, поэтому все громкие протесты относительно этого переноса быстро сошли на нет.
Напомним, в феврале 2018 года противники переноса развернули популистскую кампанию против изменения границ. Михаил Щапов оказался одним из немногих, кто поддержал население прибайкальских районов и обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просил ускорить по возможности процесс согласования новых правил, предложенных Минприроды РФ. Изменения поддержали правительства Бурятии и Иркутской области, иркутские ученые. Совместными усилиями поправки удалось отстоять.
Практика подтвердила, что катастрофы за минувшие 8-9 месяцев не произошло. Более того, оставшихся ограничений прокуратуре вполне достаточно, чтобы бороться с уже существующими постройками на побережье.
К сожалению, дальнейших шагов от федерального центра пока не последовало. Ни работы над спорными участками, ни зонирования территорий поселений. Это еще раз подчеркивает, что в решении проблем Байкала правительство предпочитает легкий путь запретов и не готово к кропотливой, сложной работе. Между тем простых рецептов здесь нет.
Байкал требует вдумчивого планирования с участием как местных, так и региональных и федеральных властей. Срок такого планирования должен составлять не менее 5-10 лет – за это время возможно провести аудит законов и постановлений, убрать противоречия, возможности для вольной трактовки, заполнить пробелы. Но для этого необходим единый орган, который бы планировал и координировал развитие прибрежных территорий, консолидировал все средства, которые сейчас распылены по разным министерствам и ведомствам.
Федеральные чиновники полагают, что, заменив один подход другим, можно повлиять на эффективность всего проекта. Так ли это? Ситуацию прокомментировал депутат Госдумы Михаил Щапов:
– Давайте вспомним, почему Минприроды сочло ФЦП «Охрана озера Байкал» провалившейся. В первую очередь – потому, что до сих пор не выполнены следующие важные пункты программы: - строительство очистных сооружений на самом Байкале, в Иркутской области – прежде всего в Листвянке и Ольхонском районе; берегоукрепление – в том числе в Листвянке; - рекультивация отходов Байкальского ЦБК.
Почему же не были выполнены приоритетные мероприятия?
Во-первых, из-за невыполнимых требований самого же правительства. Очистные на Байкале должны фильтровать воду до состояния почти дистиллированной – так требует приказ №63 Минприроды РФ от 2010 года. Но таких технологий пока нет. А сооружения, что очищают стоки хорошо, но не идеально, строить нельзя. И пока мы ищем идеальные способы очистки, сточные воды сливаются в Байкал без всяких технологий. Минприроды России сейчас готово корректировать требования к составу стоков, приблизить их к реальности. Эту работу необходимо провести.
Во-вторых, из-за непосильных обязательств, которые были возложены на муниципалитеты. ФЦП требовала, чтобы муниципалитеты готовили проектно-сметную документацию за свой счет, а потом участвовали в софинансировании строительства. Но подготовка ПСД стоит дорого как и государственная, и экологическая экспертизы. А у местных бюджетов денег не хватает даже на насущные нужды. Если этот подход не будет пересмотрен в национальном проекте, эффекта мы не увидим.
И, в-третьих, из-за противоречивости законодательной базы. К сожалению, аудит законов, постановлений и приказов, которые регулируют охрану Байкала и жизнь местного населения, в проекте не предусмотрен. Если этот пункт не будет включен, то ждать радикального изменения ситуации на Байкале не стоит.
Между тем, к нацпроекту уже накопились замечания. Во-первых, мероприятия, которые раньше входили в одну ФЦП, сегодня разнесены по разным разделам нацпроекта. Ликвидация отходов БЦБК в один, мусор – в другой, развитие заповедников и нацпарков - в третий. Такой беспорядок чреват потерей целых направлений, например, «потерялась» программа ликвидации свалок за границами населенных пунктов. Во-вторых, нацпроект готовился впопыхах, и чиновники не успели расписать деньги по объектам, только указали общие суммы, а значит в конечном варианте возможны сюрпризы.
В целом, эксперты оценили этот нацпроект как сырой. Очевидно, что его, как и в свое время ФЦП, ждет не одна поправка. Нужно добиваться, чтобы этот проект отразил действительно важные и принципиальные моменты, без которых невозможно изменить ситуацию на Байкале.
*Сумма согласована трехсторонней комиссией по межбюджетным отношениям, в состав которой входит Михаил Щапов.
Как на самом деле устроено законодательство? О чем не пишут в учебниках по праву? Как создаются законы? На эти и другие вопросы получили самые неожиданные ответы семеро иркутских студентов. Все они – победители конкурса «Моя законотворческая идея по сохранению, охране и развитию уникального озера Байкал», объявленного депутатом Госдумы Михаилом Щаповым. И все побывали в этом году на практике в Госдуме – таков был первый приз.
Сам конкурс состоялся в прошлом году, награждение победителей прошло незадолго до новогодних праздников, а поездку было решено приурочить к окончанию года учебного.
Студенты и магистранты юридического института Иркутского государственного университета и юридического факультета Иркутского научно–исследовательского технического университета встретились с Михаилом Щаповым и его коллегами по фракции КПРФ и три дня знакомились с тем, как работают депутаты в Государственной Думе и сенаторы в Совете Федерации РФ. Они увидели, как проходят пленарные заседания, как обсуждаются законопроекты, вносятся правки.
Студенты задавали вопросы о работе над проектом экологической экспертизы, затронули проблемы острова Ольхон и в целом прибайкальских территорий. Также молодых иркутян заинтересовали профессиональные перспективы для юристов в сфере избирательного права.
– Эта поездка дала нам уникальную возможность на практике познакомиться с работой обеих палат нашего Федерального Собрания. Первые два дня были очень интенсивные – мы увидели, как решаются организационные вопросы, как координирует работу депутатов председатель Госдумы, каков порядок голосования, какие–то детали, которые невозможно увидеть в режиме трансляции по Интернету. Было очень интересно – в том числе и с позиции будущих юристов. Спасибо за поездку и депутату, и руководству института, – поделилась впечатлениями студентка Юридического института ИГУ Елена Макрицкая.
Студенты признавались: для них оказался шокирующим факт, что многие важные вопросы охраны Байкала регулируются не законами, а всего лишь подзаконными актами – постановлениями правительства и даже приказами министерств. Эти документы не согласуются ни с общественностью, ни с депутатами, ни с другими ведомствами, могут быть приняты исходя из сиюминутных интересов и противоречить другим аналогичным документам. В учебниках ничего не пишут о подобном несовершенстве законодательства.
С другой стороны, юристы благодаря конкурсу и поездке поняли, что в их руках есть инструменты, чтобы влиять на эту ситуацию, инициировать законотворческие инициативы, участвовать в жизни страны.
Михаил Щапов в свою очередь отметил, что конкурс достиг своей цели – привлечь внимание молодежи к несовершенству законодательства о Байкале и проблемам, которые из него следуют.
– Мы ставили задачу подтолкнуть грамотную активную молодежь к тому, чтобы вникнуть в суть ситуации на Байкале, в ее причины, чтобы как можно больше молодых людей сформировали свое понимание происходящего на берегах озера. Ведь чем больше людей в области заявят о своих интересах, тем больше шансов, что этот голос услышат и учтут на федеральном уровне. Судя по нашему диалогу с победителями, они действительно погрузились в ситуацию, у них возникают все новые вопросы. Значит, конкурс выполнил свой предназначение, – резюмировал депутат.
Победители конкурса были определены в двух номинациях. В номинации «Развитие туристической деятельности с учетом природных и климатических особенностей озера Байкал» победу одержала коллективная работа студентов и магистрантов юридического института Иркутского государственного университета Макрицкой Елены, Давыдова Артёма, Фефеловой Надежды, Лабыгиной Юлии, Мельниковой Анастасии, Соколовой Елены, Лукиянчук Василисы. Научным руководителем выступил к.ю.н., доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения ЮИ ИГУ Шорников Дмитрий Владимирович. Студенты предложили инициативу «О введении туристского сбора на Байкальской природной территории».
В номинации «Экологическая безопасность озера Байкал: современное состояние и её развитие» первое место заняла студентка ИРНИТУ Арутюнян Анаит с работой «Проект поправок в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и смежные акты законодательства в части обращения с твердыми отходами» под научным руководством Мушинского Михаила Адеиловича, завкафедрой юриспруденции ИРНИТУ, к. ю. н., доцента