Уважаемые земляки!

Вы держите в руках третий отчет о моей работе в Государственной думе.

Миновало уже больше половины депутатского срока, а значит, самое время не только подвести итоги прошедшего года, но и дать предварительную оценку всей моей деятельности как депутата.

Не скажу, что было просто, – но когда у нас так было? Минувший год я посвятил тому, чтобы вернуть часть заработанного регионом в областной бюджет: 30 процентов от НДПИ на нефть и газ, 1 процент налога на прибыль, увеличить финансирование охраны лесов, обеспечить дополнительные средства на социальные программы в регионе.

Нам удалось добиться от Минприроды РФ корректных поправок в закон об экологической экспертизе – с 1 июня соцобъектам на Байкальской природной территории она будет не нужна.

Впереди нас ждет борьба за зарплаты педагогов и медиков, жилье для северян и ветеранов боевых действий, непростой бюджет – в этом году придется поступления, а резать расходы.

И конечно, я хочу сказать спасибо вам, мои земляки. Ваши обращения, ваши письма, встречи с вами не раз ложились в основу новых законопроектов и поправок, служили аргументом в отстаивании интересов области и ее жителей. И я намерен и впредь сверять свои действия с вами, мои избиратели.

Плюс 10,9 миллиарда

Итоги работы депутата в комиссии по междбюджетным

Куда пойдут деньги пенсионеров?

Почему государство помога-

От ФОКа до ФАПа

Что и где будет строится в 2019 году?

Ответ гарантирован

Как пожаловаться, чтобы сработало


Цели и факты

Поправки М.В. Щапова к бюджету РФ 2020

Минфин в 2020 году продолжает курс на извлечение денег из карманов граждан. Так, повышение НДС до 20 процентов, которое действует с 1 января прошлого года, в 2020 году принесет в федеральный бюджет 639 млрд рублей. Это налог, который оплатим мы все – он «зашит» в стоимость товаров и услуг. Продолжается эксперимент по налогообложению самозанятых. Федеральный бюджет получает доходы даже от плохо исполненных государством обязательств. В прошлом году на неосвоенные средства, оставшиеся на счетах, набежало 70 миллиардов рублей в виде процентов!

Обратно к людям эти деньги не возвращаются – государство скупится на социальную сферу. На переселение северян выделяются крохи – при таком финансировании последняя семья сможет переехать почти через 100 лет. Ветераны боевых действий, рисковавшие жизнью в горячих точках в интересах страны, 15 лет не могут дождаться положенного им жилья. А государство предусматривает такие суммы, что ждать им еще 6 лет! Инвалиды, ветераны ВОВ вынуждены стоять в очереди на путевки на лечение по 3-4 года.

Необходимо последовательно увеличивать финансирование этих статей. Я предложил удвоить-утроить расходы по ним. Но думское большинство не одобрило эти поправки. Видимо, считают более важным отдать еще 500-600 миллиардов нефтяникам, «недополучающим» доходы.

В 2019 году Михаил Щапов разработал 36 новых законопроектов, в т.ч. 22 авторских, 14 фракционных (как соавтор), и внёс 40 поправок в законы.

Поступило 1281 обращение граждан

На что чаще всего жалуются депутату?

  1. ЖКХ: высокая оплата за вывоз и утилизацию мусора, завышенная плата за услуги управляюшей компании.
  2. Пенсионная реформа.
  3. Неверный расчёт пенсий, сложности с доказательнством стажа, пенсионных и иных льгот.
  4. Проблемы с получением жилья льготным категориям граждан – северяне, участники боевых действий ый, жители аварийных домов, сироты и проч.
  5. Материальное обеспечение семей с детьми (в т.ч. до 3 лет).
  6. Нехватка общеобразовательных учреждений, остановок общественного транспорта, работа городского транспорта, необходимость дорожных знаков, разметки, камер видеофиксации.
  7. Законадательнтво в области защиты озера Байкал, нарушение прав и интересов грждан, проживающих в непосредственной близости к озеру.

Направлено в федеративные, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления для принятия решений.

– 450 человек в районах Иркутской области.

– 70 человек в Иркутске.


Цели и факты

Золотой процент

Еще одним законопроектом Михаил Щапов предлагает федеральному центру вернуть регионам 1 процент ставки налога на прибыль. Напомним, что этот процент федеральный центр забрал у регионов в 2016 году.

Казалось бы – процент, ерунда какая. Но одна только Иркутская область потеряла при этом 2 миллиарда рублей – он ушел в федеральную казну. А в целом от централизации одного процента ставки налога на прибыль промышленно развитые регионы в прошлом году недосчитались больше 200 млрд рублей.

Правительство объясняло эту экспроприацию необходимостью поддерживать слабые регионы. А в качестве «пряника» пообещало гранты – из отнятых денег – тем регионам, которые показывают высокий прирост налогов. Иркутская область, кстати, дважды получала такой грант.

Однако напомним, что в прошлом году регионы потеряли 200 миллиардов, а в виде поддержки федеральный центр распределил лишь около 150 миллиардов.

При этом и без прироста налога на прибыль в федеральном бюджете хватает ресурсов, чтобы оказывать помощь экономически слабым регионам. Выросла собираемость налогов, увеличились налоговые ставки (например, НДС – до 20%).

А вот расходуются эти деньги крайне неэффективно. Так, по оценке Счётной палаты, в 2019 году власти не израсходовали триллион рублей, заложенный в федеральный бюджет. Еще 450 миллиардов бюджет заплатил «бедным» нефтяным компаниям в качестве компенсации за сдерживание цен на бензин. Поэтому законопроектом я предлагаю вернуть в регионы один процент налога на прибыль уже с 2021 года. Если он будет принят, 12 регионов увеличат свой бюджет на 2-4,5%, 19 регионов – от 1 до 2%, бюджет остальных регионов вырастет примерно на 1%.

Инициативу Михаила Щапова поддержали многие регионы – от богатейших до дотационных. Но, конечно, федеральный центр от нее не в восторге.

От централизации 1% налога на прибыль регионы в прошлом году недосчитались больше 200 млрд рублей. А нефтяные корпорации получили 450 млрд как компенсацию за сдерживание цен на бензин

Убрать надбавки, вернуть оклад

Фракция КПРФ подготовила и внесла законопроект о зарплате учителей и врачей. В нем прописаны новые принципы начисления зарплаты учителям и медикам: базовый оклад врача и учителя не может быть ниже двух региональных МРОТ. Для Иркутской области, например, это примерно 30 тысяч рублей. Подчеркнем: не зарплата, а оклад – постоянная часть заработка. Одним из соавторов стал депутат Михаил Щапов.

Сейчас большую часть зарплаты и врачи, и учителя получают не окладом, а надбавками. Система их начисления непрозрачна. Люди не чувствуют стабильности, боятся, что в следующем месяце им по каким-то неведомым причинам сократят зарплату – не угодил начальству, нажаловались (часто несправедливо – но кто сейчас разбирается) родители или пациенты.

– В прошлом году я получил почти 50 обращений от педагогических коллективов с просьбой изменить этот подход. Люди устали от непрозрачности с зарплатами, – поясняет Михаил Щапов.

При этом требования, чтобы средняя зарплата учителей была не ниже средней зарплаты по региону, а врачей – не ниже двух средних, остаются. Просто снижается доля надбавок и повышается доля гарантированного оклада.

Депутат также подчеркивает, что понятие «базовый оклад» в законе исключит распространенную схему чиновничьего мошенничества: отчитываться о росте зарплат врачей и педагогов, «забывая» упомянуть о том, что эта сумма чаще всего складывается из 2 ставок и дополнительной нагрузки – за классное руководство или ночные дежурства и т. п. То есть, по сути, зарплата не растет, растет нагрузка на людей. Итог – дефицит кадров, переработки, переутомление, нервное напряжение, коррупция и все остальные пороки.

– Является ли такой базовый оклад достаточным? Конечно, нет. Однако изменения нужно производить решительно, но постепенно. И мы будем заниматься этим дальше, – подчеркнул Михаил Щапов.

Деньги от нефти – сибирякам

Многие помнят этот пункт программы Михаила Щапова. Депутат ответственно относится к своим обещаниям и в 2019 году, после тщательной проработки, внес в Госдуму законопроект о возвращении регионам 30% от налога на добычу нефти и газа.

Сейчас 100% этого налога идет в федеральный бюджет. А возвращаются копейки – в виде субсидий, субвенций, госпрограмм, за которые еще надо побороться и доказать столичным чиновникам, что область достойна этих денег.

– Мой законопроект позволит отойти от «ручного управления» деньгами, установит долгосрочные правила в отношениях между регионами и федеральным центром. В первом приближении кажется, что возврат налога принесет преимущества лишь нескольким территориям, но в долгосрочной перспективе он позволит усилить экономику десятков регионов, поможет повысить качество жизни в Сибири и на Дальнем Востоке. Сохранить здесь население и привлечь новых жителей, – считает Михаил Щапов.

Правительство РФ боится, что такой закон приведет к потере федеральным бюджетом почти двух триллионов рублей. Однако, по данным Счетной палаты, именно 2 триллиона рублей бюджетных средств расходуются неэффективно. Так что мы просто возвращаем регионам средства, которые и тратятся без какой-либо пользы для граждан, а иногда и вовсе не тратятся, оседая мертвым грузом на счетах в банках. Регионы же смогут решить вопросы с дорогами, больницами, школами, аварийным жильем – не будем забывать, что в Иркутской области, например, одно из самых больших в стране число ветхих домов, с которым госпрограммы пока не справляются.

Опоздал – пролетел

«В 2003 году я участвовал в боевых действиях в Чечне, есть ветеранское удостоверение. Но когда мне его выдавали, никто и словом не обмолвился, что я имею право на жилье от государства – и надо лишь встать в очередь. В результате мы с женой и двумя детьми сейчас живем в ипотечной двушке на 40 квадратных метрах. Хотя мои более «подкованные» сослуживцы жилье получили».

Такие письма Михаил Щапов получает регулярно. Пишут их ветераны боевых действий – военнослужащие (кадровые и «срочники»), которые в свое время рисковали жизнью в горячих точках, отстаивая интересы нашей страны как на территории бывшего СССР, так и по всему миру. По закону, они имеют право на получение жилья от государства. Это логично. Пока человек служит Родине, у него нет возможности строить карьеру, зарабатывать деньги, решать вопросы с ипотекой.

Однако проблема в том, что право на жилье имеют только те, кто встал на учет для получения этой льготы до 1 января 2005 года. Непонятно, откуда взялась эта дата отсечения. Чем ветераны, которые узнали о своих правах позже, отличаются от тех, кто успел встать в очередь на квартиру еще 31 декабря 2004 года?

Таких «опоздавших» по всей стране 44 тысячи. У нас в Иркутской области 700 ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилье, встали в очередь после 1 января 2005 года.

Михаил Щапов – сам участник военной операции в Чечне – внес законопроект, в котором предложил выдавать жилье всем нуждающимся ветеранам боевых действий, вне зависимости от даты постановки на учет.

Чтобы выдать квартиры всем нуждающимся, нужно примерно 30 миллиардов рублей. Это совсем небольшие средства в масштабах страны. Тем более, что их можно выделять постепенно, в течение 3-4 лет, подчеркивает депутат.

В Иркутской области 700 ветеранов боевых действий нуждаются в жилье


Школа гражданской самообороны

Без отрыва от реальности

Михаил Щапов предлагает федеральным чиновникам поработать за МКАДом

«О чем они только думают в своей Москве?», «Для кого писали эти законы?»… Такая реакция на очередную инициативу федеральных властей в регионах не редкость. Разнообразные реформы, федеральных программ, настойчивые рекомендации из столицы относительно того, как жить в Сибири, порой приводят граждан в полное изумление.

Чтобы федеральные чиновники меньше изумляли население, Михаил Щапов предложил внести в закон «О государственной гражданской Федерации» новое требование для претендентов на руководящие государственные должности – не менее трех лет опыта работы в регионах.

– Сегодня возникает ощущение, что федеральные чиновники уверены: вся страна ходит с МасВоок под мышкой со стаканчиком кофе в одной руке и последней моделью iPhone – в другой. Правила устанавливаются для всей страны даже без попытки понять разницу в региональном развитии, ментальные особенности игнорируются, различия в уровне жизни как будто не существует, – комментирует свою инициативу депутат.

Например, новые правила обращения с отходами, разработанные в Москве, плохо применимы к регионам с большой территорией. Исходя из них мусор из Ербогачена нужно возить в Братск, а это примерно 500 километров по прямой. При этом единственный круглогодично способ добраться до Ербогачена – самолет.

Пенсионная реформа не учла разницу в продолжительности жизни между регионами. На момент принятия закона о повышении пенсионного возраста в 47 субъектах Федерации ожидаемая продолжительность жизни мужчин была ниже нового срока выхода на пенсию.

Существующие принципы формирования зарплаты педагогов – небольшой оклад и много разных надбавок – абсолютно не учитывают интересы учителей малокомплектных школ. Авторам этих правил и в голову не приходит, что во многих поселках России школы – это деревянные здания с 20-30 учениками, которых учат три преподавателя. Эти преподаватели делают ровно ту же работу, что и любой учитель в стране, но при этом их зарплата – 15-18 тысяч.

– Большая часть федеральных чиновников на руководящих должностях не знает специфики работы «на земле». Поэтому лица, принимающие решения, должны иметь такой опыт, хотя бы минимальный, — уверен Михаил Щапов. – За три года государственный служащий сможет принять участие в формировании заявок в федеральный бюджет, в подготовке регионального и местных бюджетов, а также поработать над исполнением этих бюджетов и на своем опыте узнать все «подводные камни».

В идеале стоило бы вообще устраивать чиновникам периодическую ротацию – отправлять с теплых столичных мест в территории. Но стоит начать хотя бы с малого.

Правила устанавливаются для всей страны даже без попытки понять разницу в региональном развитии и уровне жизни

На эти деньги тушите сами

Депутат предложил вернуть Федерации полномочия по борьбе с лесными пожарами

1 апреля в Иркутской области официально объявят новый противопожарный сезон. В последние годы леса – и в регионе, и вообще по стране – горят все сильнее. С 2016 по 2018 годы площадь, пройденная огнем при лесных пожарах, увеличилась в 3,2 раза – до 8,5 млн га.

Счетная палата провела проверку и выяснила, что главная причина этого – нехватка финансирования. Из-за недостатка денег в регионах нет необходимой техники, а подразделения наземной и авиационной охраны не укомплектованы. Далеко за примерами ходить не надо. Зона охраны в лесах Иркутской области с этого года выросла на 20 миллионов гектаров – все на севере. Чтобы обеспечить авианаблюдение за этой территорией и тушение пожаров, нужно дополнительно два миллиарда рублей, которые взять неоткуда.

По Лесному кодексу, за сохранность лесов должен отвечать федеральный центр, но полномочия переданы регионам. С ними должны быть переданы и деньги. В реальности государство финансирует охрану лесов на 20 процентов от необходимого.

Поэтому осенью 2019 года депутат Госдумы Михаил Щапов внес законопроект о передаче полномочий по тушению лесных пожаров с регионального на федеральный уровень.

– Депутаты Госдумы, и я в том числе, неоднократно предлагали увеличить финансирование на тушение пожаров, но каждый раз федеральные чиновники заявляли, что дополнительные средства не требуются. В связи с этим я предложил вернуть эти полномочия на федеральный уровень. Это сосредоточит и деньги, и ресурсы, и рычаги управления, и, что самое главное, ответственность в одном месте, – пояснил депутат.

Правительство уже дало заключение на проект. И внезапно выяснилось, что «создание пожарных подразделений на федеральном уровне потребует увеличения численности работников и дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на их содержание и материально- техническое обеспечение». Но автор (Михаил Щапов) источников не предложил, а правительство не знает, откуда их взять.

– На самом деле в законопроекте я предложил источник средств: взять те деньги, которые передаются сейчас регионам. Пусть федералы сами попробуют на них тушить пожары.

Фактически в своем заключении федеральное правительство признает, что денег не хватает, и брать на себя ответственность не хочет. Ведь проще постоянно сваливать проблемы на регионы. Законопроект сейчас находится в Госдуме, надеюсь, мои коллеги не будут голосовать против, понимая важность вопроса, – заявил Михаил Щапов.

80

Миллиардов рублей

предложил передать регионам на охрану и восстановление лесов Михаил Щапов. Это в три раза больше, чем заложено в бюджете РФ на 2020

Первая победа на Байкале

Социальным объектам не нужно будет проходить экологическую экспертизу

С 1 июня 2020 года наконец-то вступит в силу закон о смягчении режима экологической экспертизы для социальных объектов на Байкальской природной территории. Льгота действует в двух зонах Байкальской природной территории – буферной и атмосферного влияния. На Центральную экологическую зону и особо охраняемые природные территории она не распространяется.

– Это важная победа в интересах граждан, проживающих на Байкальской природной территории. После этого мы сможем строить школы, больницы, ФАПы, детсады во многих районах. Не быстрее или дешевле, а просто строить. Потому что сейчас прохождение экологической экспертизы просто останавливает процесс строительства и капитального ремонта – стоит это дорого, у муниципалитетов таких денег часто нет, – поясняет депутат Михаил Щапов.

Напомним, с 2014 года муниципальные и региональные бюджеты вынуждены дополнительно тратить миллионы рублей на эту процедуру. Для типового фельдшерско- акушерского пункта ее стоимость начинается от 800 тысяч рублей. При этом прохождение процедуры занимает до полугода, что удлиняет сроки строительства.

Михаил Щапов – автор одного из вариантов данного закона. Депутат также активно работал над законопроектом Минприроды РФ, который и был в итоге принят Госдумой. В ходе обсуждения поправок министерство учло мнение депутатов по наиболее спорным условиям освобождения объектов от обязательной экспертизы — финансирование строительства из бюджета и подключение централизованной системе канализования. Министерство исключило оба пункта из текста поправок.

Сейчас идет работа над списком социальных объектов, освобожденных от экологической экспертизы. Этот список будет зафиксирован правительства.

– Первый вариант списка Минприроды РФ представило еще в начале осени. Но на наш взгляд он оказался довольно неконкретным, наполненным формулировками, – рассказал Михаил Щапов. – Главная проблема была в том, что он позволял слишком вольно трактовать правила: из-под действия требования о проведении экоэкспертизы могли уйти потенциально опасные для Байкала объекты.

После огромной работы, проделанной депутатами, был подготовлен список, включающий только социальные объекты, которые находятся за пределами ЦЭЗ (а это расстояние порядка 50 километров) и не могут нанести вред озеру.

– Необходимо жестко контролировать процесс согласований внутри правительства. Чтобы в постановление не добавили вредные для Байкала объекты и не убрали нужные для людей. Борьба еще не завершена, – подчеркивает Михаил Щапов.


Работа в регионе

Встреча с активом п. Маркова

Михаил Щапов на открытии школы искусствв г. Саянске

Работа с запросами качугских избирателей идёт только в кабинетах

В первые дни летнего паводка депутат побывал в г. Байкальске

Общественная приемная

Адрес

Иркутск, ул. Горького, 31,
офис 118

Телефон

8(3952) 997-387

Задать вопрос

To Top