№ 692092-7: Об основах национализации в Российской Федерации

№ 692092-7: Об основах национализации в Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев возможность национализации, не развивает данное положение.

В связи с этим и с учетом зарубежного опыта авторами законопроекта был выбран способ национализации, в соответствии с которым разработан настоящий базовый закон, а уже конкретное имущество национализируется в соответствии с отдельным федеральным законом, принимаемого на основе норм базового Федерального закона «Об основахо национализации в Российской Федерации».

Вводится понятие национализации: «возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в федеральную собственность, осуществляемое в целях «обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, обеспечением законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния».

Национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, в том числе предприятия, их части, акции (доли, паи) национализируемых юридических лиц, а также единые недвижимые комплексы. В состав национализируемого предприятия как объекта прав наравне с иным имуществом включаются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Национализация предполагает применение нескольких способов:

1) изъятия имущества и обращения его в федеральную собственность;
2) увеличения за счет средств федерального бюджета стоимости имущества, в том числе посредством увеличения уставного (складочного) капитала организации, в результате которого государство приобретет контрольный пакет акций (долей, пая) национализируемой организации или доля государства в праве общей долевой собственности на имущество превысит 50%;

3) передачи организации, контрольный пакет акций (долей, пая) которой находится в федеральной собственности, контрольного пакета акций (долей, пая) национализируемой организации, а также иными способами, не запрещенными законодательством РФ.

В целях недопущения государственного произвола, а также проявлений коррупции предполагается широкое обсуждение проектов федеральных законов о национализации посредством общественного обсуждения на интернет портале www.regulation.gov.ru.

Кроме того, законопроект уточняет, что национализация имущества осуществляется как крайняя мера и применяется только в том случае, если указанные цели не могут быть достигнуты иными средствами.

Основаниями для принятия отдельного федерального закона о национализации являются:

- угроза массового сокращения штата (численности) работников градообразующей организации или социально значимой организации, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации либо органа управления такой организации;

- фактическое прекращение функционирования предприятия, имеющего стратегическое значение, признание его несостоятельным (банкротом);

- объявление имущества общенациональным достоянием; монопольное или доминирующее положение предприятия, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин при наличии достаточных для этого оснований;

- приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;

- приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;

- иные обстоятельства, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанные с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.

В целях обеспечения прав и свобод собственников и владельцев имущества законопроект предусматривает широкий перечень гарантий, к которым относятся:

1) необходимость запроса сведений об имеющихся правах на национализируемое имущество в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей объектов недвижимого имущества;

2) обеспечение в установленном законом порядке опубликования сообщения о планируемой национализации имущества;

3) размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемой национализации имущества. Кроме того, уточняется возможность обращения собственников или арендаторов национализируемого имущества в суд в целях защиты своих прав и свобод.

Инициатива о национализации имущества, которое может быть обращено в федеральную собственность, может исходить от Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ. Внесение проекта федерального закона о национализации допускается только при наличии заключения Правительства РФ.

Во избежание злоупотребления правом законодательной инициативы законопроект предъявляет следующие требования к содержанию таких проектов федеральных законов:

1) сведения о составе национализируемого имущества с указанием техническо-экономических характеристик и других данных о состоянии изымаемого имущества, в том числе необходимых для идентификации национализируемого имущества и входящих в его состав частей, с целью определения рыночной стоимости изымаемого имущества;

2) наименование и юридический адрес собственника имущества – юридического лица или имя и место жительства собственника имущества – физического лица;

3) основания национализации;

4) способ национализации имущества;

5) определение органа государственной власти или иного органа, уполномоченного на проведение национализации имущества;

6) определение сроков проведения национализации имущества;

7) порядок и определение срока уплаты собственнику изымаемого имущества возмещения.

Схема национализации совпадает с порядком принятия проектов федеральных законов Государственной Думой Российской Федерации.

Во избежание злоупотребления полномочиями в сфере национализации законопроектом предусмотренынормы, обязывающие Правительство РФдавать отрицательный отзыв на проект федерального закона о национализации в следующих случаях:

1) законопроект о национализации не содержит необходимых сведений;

2) не подтвердились основания национализации имущества;

3) сопроводительные документы к законопроекту о национализации не содержат предварительной оценки размера возмещения собственнику национализируемого имущества;

4) выявлены иные, помимо национализации имущества, возможности удовлетворения государственных нужд.

Осуществление процесса национализации предполагает заключение соглашения с собственником.

В случае, когда в процессе переговоров не удалось достичь согласия в отношении размера возмещения или, если собственник национализируемого имущества уклоняется от подписания соглашения о размере возмещения, уполномоченный федеральный органисполнительной власти в сфере имущественных отношений, обращается в арбитражный суд для разрешения спора о размере возмещения.

В данном случае проектируемые нормы совпадают с положениями Земельного кодекса РФ, регулирующими отношения по изъятию земельных участков для государственных нужд.

Размер возмещения за изымаемое в целях национализации имущество предлагается определять в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Подробнее о законопроекте: № 692092-7


Статус проекта: На рассмотрении