Увеличить объем госзакупок у МСП в сфере сельского хозяйства с 15% до 30%, предложили эксперты рабочей группы по поддержке субъектов предпринимательства в отрасли сельского хозяйства под руководством депутата Государственной думы РФ Михаила Щапова. Эту меру и еще целый ряд предложений Рабочая группа передала в комиссию Госдумы по поддержке МСП в рамках третьего пакета мер поддержки для малого и среднего бизнеса в ситуации коронавирусной инфекции. В состав группы входят представители Минсельхоза РФ, профсоюза работников АПК, Корпорации МСП, отраслевых союзов, региональных органов власти и предприятий, научно-исследовательских институтов.
Напомним, с конца апреля по июнь эксперты рабочей группы предоставили в межфракционную Комиссию по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса при Госдуме два пакета предложений поддержки МСП в сфере сельского хозяйства.
В третий, новый, пакет включили субсидирование из федерального бюджета лизинговых платежей или процентов по лизинговым платежам для субъектов МСП в сфере сельского хозяйства, а также затрат тепличных предприятий на приобретение энергоресурсов.
К первоочередным мерам поддержи эксперты отнесли и предложение предоставить заемщикам-членам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) субсидии на компенсацию уплаченных процентов по полученным в СКПК займам из федерального бюджета, при условии целевого использования полученных средств.
Аграрии также попросили отсрочку до конца года для платежей и реструктуризацию задолженностей по кредитным и лизинговым договорам для субъектов МСП в сфере агропромышленного комплекса.
Участники рабочей группы обратили внимание и на отсутствие качественной интернет-связи на некоторых территориях и предложили информировать о направлениях государственной поддержки и условиях ее получения не только через личный кабинет ФНС, но и через органы региональной власти и местного самоуправления и другие саморегулируемые организации (отраслевые союзы и ассоциации).
Кроме того, экспертами был проведен анализ уже действующих мер поддержки отрасли сельского хозяйства. Так, например, расширение перечня направлений целевого использования льготных кредитов для аграриев, заключивших соглашения о повышении конкурентоспособности, является крайне важной мерой. Однако, расширяя число получателей тех или иных льгот, необходимо увеличить и объем выделяемых средств. В противном случае может вырасти конкуренция за получение средств, либо снизиться их размер на одного получателя, что в обоих случаях может сказаться на эффективности такой поддержки.
Снижение требований по госконтрактам без увеличения квот лишь расширит число участников торгов, но не повысит вероятность победы на них для субъектов сельскохозяйственного МСП.
А вот смягчение требований по льготным кредитам для экспортёров сельхозпродукции по мнению экспертов полезно лишь для крупных компаний экспортеров, и недостижимо для экономики субъектов МСП, в виду низкой оборачиваемости.
Руководитель рабочей группы Михаил Щапов:
- В третьем пакете мы преимущественно собрали меры, направленные на снижение финансовой нагрузки на предприятия. Речь идет о кредитных и лизинговых платежах – очень распространенных формах привлечения финансовых ресурсов в сельском хозяйстве. Мы ожидаем, что падение спроса на сельхозпродукцию осенью этого года может спровоцировать неплатежи по кредитным и лизинговым договорам. Чтобы этого избежать мы и предложили целый комплекс мер поддержки.