Депутат Госдумы Михаил Щапов: «МПР предлагает нам голосовать за закон об экоэкспертизе, не уточняя, на какие объекты он будет распространяться»

Депутат Государственной думы ФС РФ Михаил Щапов прокомментировал законопроект об экологической экспертизе, который Министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло накануне вечером в Госдуму. Депутат отметил, что главное замечание к документу ведомство так и не учло – список объектов, на которые будут распространяться поправки, по-прежнему предлагается утверждать отдельным постановлением. Причем само постановление Минприроды так и не подготовило.

- Сам факт того, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ завершило работу над законопроектом и внесло его в Государственную думу, можно только приветствовать. Напомню, этот законопроект отменяет экологическую экспертизу для социальных объектов на Байкальской природной территории за исключением тех, что находятся в Центральной экологической зоне и в ООПТ. Минприроды подключилось к его разработке после того, как президент РФ Владимир Путин в 2017 году поручил сократить список объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе на БПТ. Однако замечу, что сделать это было необходимо до 1 декабря 2017 года. То есть, Минприроды опоздало на полтора года.

Законопроект неоднократно обсуждался на МРГ «Байкал» и ряд замечаний, выказанных депутатами, министерство учло. Например, исключило такие условия освобождения объектов от обязательной экспертизы, как финансирование строительства из бюджета и подключение к централизованной системе водоотведения. Мы сумели доказать МПР, что подключение к централизованной системе водоотведения практически невозможно выполнить на БПТ, поскольку большинство поселений на той территории не имеет канализации как таковой. А привязка соцобъектов к источникам финансирования вообще не имеет никакого отношения к охране природы и экологии.

В законопроекте появились и новые пункты. Так, предложенной редакции законопроект вносит поправки лишь в Градостроительный кодекс и ФЗ «Об экологической экспертизе», в то время как ранее поправки вносились еще и в третий закон - «Об охране озера Байкал». Кроме того, авторы расширили список исключений – госэкспертизу по-прежнему должны будут проходить объекты не только в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, но и в границах ООПТ регионального и местного значения на Байкальской природной территории. В свете планов развивать туризм в нацпарках и заказниках, мне кажется это важное и справедливое уточнение.

Вместе с тем, неурегулированным остался главный вопрос. Минприроды продолжает настаивать на том, чтобы исключить из-под экспертизы «объекты социального назначения», список которых будет устанавливаться отдельным постановлением Правительства.

Во-первых, вызывает вопросы туманная формулировка «объекты социального назначения» (в предыдущих вариантах были столь ж неопределенные «объекты социальной инфраструктуры»). Список должен ее расшифровать, но тут есть «во-вторых»: перечень этих объектов не внесен вместе с законопроектом.

В целом подход Минприроды вызывает серьезные вопросы. В законодательстве о Байкале и без того слишком многое регулируется подзаконными актами, которые профильное ведомство может изменить в любой момент. Изначально Минприроды пыталось внести «объекты социального назначения» в сам закон, но потом от этой идеи отказалось. Тогда к ним относились объекты жилищного строительства, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего общего образования.

Сейчас нам предлагают голосовать за законопроект, из которого непонятно, на какие объекты он будет распространяться и каковы будут его последствия. При подготовке списка объектов Минприроды собирало предложения у трех прибайкальских регионов. Однако сведений о том, приняты в итоге эти предложения или нет, и если приняты, то в какой части, ни у нас, ни у регионов нет.

Как можно понять из внесенного в Госдуму пакета документов, Минприроды планирует подготовить перечень в течение одного месяца после принятия проекта федерального закона в первом чтении.

Моя позиция осталась прежней: необходимо закрепить перечень объектов в законе, что сделает его формирование прозрачным, а изменение более сложным. Исходя из этой позиции я и буду голосовать в первом чтении.