Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ рассмотрел законопроект об исполнении федерального бюджета за 2017 год. Несмотря на существенный рост доходной части, он остался дефицитным, к тому же ряд расходных статей не был выполнен в запланированном объеме. Также не удалось добиться целевых показателей инвестиций в экономику, а реальные располагаемые доходы населения вновь снизились. Депутат Государственной думы РФ Михаил Щапов прокомментировал представленный документ:
- Доходы федерального бюджета за 2017 год выросли по сравнению с первоначально запланированными на 1,6 трлн рублей - до 15,089 трлн. Прежде всего, благодаря повышению мировых цен на углеводороды: поступления от нефтегазового сектора превысили прогнозируемые более чем на 920 млрд рублей и достигли почти 6 трлн рублей. Поступления от остальной экономики - более 9 трлн рублей, однако их прирост и в абсолютных, и в относительных цифрах оказался меньше – 679,5 млрд рублей. Эта сумма, по оценкам Минфина РФ, обусловлена ростом импорта, и как следствие, уплаченных таможенных пошлин, оживлением экономики и собираемостью налогов.
Дополнительные доходы бюджета нефтегазового сектора до экономики и социальной сферы так и не дошли. В 2017 году Центробанк направлял сумму, превышающую доходы бюджета от продажи нефти при цене в 40 долларов за баррель, в резервный фонд.
Расходы росли в три раза медленнее доходов - с 16,2 трлн рублей до 16,7 трлн., а бюджет остался дефицитным.
При этом большинство расходных статей не было исполнено в полном объеме. Например, расходы на национальную экономику составили только 95,3 процента от запланированных. Это означает, что отрасли не досчиталась свыше 120 млрд рублей государственных вложений.
Отмечу, что бюджет 2017 изначально не бы ориентирован на развитие, на стимуляцию экономического роста: расходы на национальную экономку на 2017 год были срезаны на 75 млрд еще в процессе утверждения бюджета. Но как мы видим, и сокращенная сумма не дошла до получателей в полном объеме. Причем часть средств осталась неосвоенной, как следует из отчета Счетной палаты, из-за опозданий с принятием программ, с утверждением проектов – то есть по чисто организационным причинам.
Кроме того, два миллиарда недополучила в 2017 году система образования, свыше 12 – здравоохранение. 38 миллиардов не ушло в регионы в рамках межбюджетных трансфертов.
На этом фоне Иркутская область выглядит неплохо. Благодаря активной работе регионального правительства, при поддержке депутатского корпуса областной бюджет получил в 2017 году в виде дотаций, а также субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов 22,1 млрд рублей, что на 800 млн. превышает запланированные поступления.
Однако в целом политика федерального центра в отношении субъектов вызывает вопросы. Напомню, именно в 2017 году у регионов забрали 1 процент налога на прибыль и четверть от акциза на нефтепродукты – Иркутская область только на этом потеряла около 2 млрд рублей. Кроме того, с 2015 года правительство РФ проводит налоговый маневр - поэтапное сокращение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат. Это ведет к снижению прибыли нефтедобывающих компаний, а значит, и суммы налога на прибыль, который в основном идет регионам.
В целом, отчет наглядно подтверждает тот факт, что федеральный центр не добился планируемых показателей ни в экономическом росте, ни в инвестиционной политике, и в целом не ориентирован на интересы людей – в 2017 году реальные доходы населения упали на 1,7%(а всего, за последние три года - на 10,4%), хотя реальная зарплата, по статистике, выросла на 2,9 %. То есть рост цен, тарифов, налоговой нагрузки «съел» это повышение.
Безусловно, все это скажется на экономической активности в 2018 году, что, в свою очередь, ставит под вопрос исполнение новых указов Президента РФ о повышении уровня жизни россиян. И по большому счету, мы снова возвращаемся к тому, что вся надежда Минфина сводится к нефтегазовому сектору.