«Ведомости», ссылаясь на свой источник, пишут, что речь идет о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% с введением необлагаемого минимума. Не исключил такой шаг и вице-премьер Аркадий Дворкович. Кроме того, по данным «Ведомостей» в правительстве обсуждается введение налога с продаж, отмена льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов.
Обоснованы ли опасения экономистов, что повышение НДФЛ ударит по доходам населения и потреблению, что может привести к понижению благосостояния граждан? Какое изменение налоговой политики было бы разумно сейчас, на ваш взгляд?
Михаил Щапов, депутат Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам: «Налоговой системе действительно нужна перенастройка. Наша фракция КПРФ выступает за введение в первую очередь прогрессивной шкалы НДФЛ. Если эти предложения принять, то повышение ставки всего для половины процента населения страны (самых богатых людей) позволит дополнительно получить в бюджет более одного триллиона рублей. На эти деньги можно удвоить расходы федерального бюджета на здравоохранение и образование. Причем мы одни из немногих, кто учитывает вопрос межбюджетных отношений в своих предложениях: полученные средства должны быть через федеральный бюджет перераспределены между регионами. Сейчас СМИ пишут, что обсуждается схема повышения ставки НДФЛ на 2% - с 13 до 15% - с введением необлагаемого минимума. Собственно, этот необлагаемый минимум и является краеугольным камнем. Принципиальный вопрос: с какой суммы не будет браться НДФЛ? Цена вопроса очень высока. Простой пример. По официальным данным у нас менее 100 тысяч рублей в год получает почти 9 миллионов человек. От 100 тысяч до 3 миллионов рублей - порядка 58 миллионов человек. Каждые сто тысяч рублей в год, которые будут освобождены от НДФЛ - это несколько миллионов человек. При этом нужно понимать, как будут компенсироваться выпадающие доходы регионов. НДФЛ делится между местными и региональными бюджетами. От любых мер по освобождению какой-то либо суммы от уплаты этого налога потеряют беднейшие регионы и муниципалитеты. Должен быть сразу продуман механизм компенсации их доходов. В целом я считаю подход с прогрессивной ставкой более справедливым и перспективным. Он опробован во многих развитых странах, есть наработанная практика применения и администрирования. Причем наши предложения (для самых богатых ставка составит 25% + фиксированная часть) более мягкие, чем налоговые режимы в большинстве европейских стран, так что усиленного бегства богатых граждан можно не опасаться.»
Источник: Mosaica.ru