В Государственной Думе началось рассмотрение внесенного правительством РФ законопроекта о повышении пенсионного возраста. Накануне законопроект и поправки к нему обсуждались на совещании комитета по бюджету и налогам ГД с участием министра труда и социальной политики Максима Топилина. Депутат Госдумы РФ Михаил Щапов задал вопрос, какие именно меры предлагает Минтруд РФ для трудоустройства пожилых россиян, которым придется работать еще несколько лет?
- Есть ли уже конкретный список дополнительных мер по трудоустройству граждан в предпенсионном возрасте? Предусмотрены ли на него ассигнования в федеральном бюджете? Заложены ли в бюджете дополнительные средства на пособия по безработице? А главное, есть ли понимание, что в том виде, в котором система занятости населения существует сейчас, без серьезной реструктуризации она просто не справится со стоящей перед ней масштабной задачей? - поинтересовался депутат у Максима Топилина.
Министр труда и социальной политики отметил, что его ведомство разрабатывает программу повышения квалификации лиц предпенсионного возраста, в которой будут учтены и предложения парламентских фракций. Вместе с тем он признал, что в ее основу лягут прежние подходы.
- Мы будем заниматься мониторингом рынка труда, обучением и переобучением, будем заниматься повышением квалификации граждан предпенсионного возраста. На эти цели мы планируем заложить 5 млрд рублей — эта сумма обсуждалась в Минфином РФ. Это очень серьезные ресурсы. Мы также обсуждаем возможность обеспечить финансово изменения параметров пособий по безработице, - ответил Максим Топилин. Он добавил, что иных мер, кроме "мониторинга, обучения, переобучения, повышения квалификации" у министерства нет.
- В космос мы никого не отправим, - сказал Топилин.
Министр также заявил, что в течение нескольких лет количество молодежи, вступающей в экономическую активность, будет сокращаться — сказывается демографический провал 90-х годов. В результате, складывающийся дефицит рабочей силы позволит трудоустроить людей предпенсионного возраста.
Комитет в целом поддержал законопроект, однако Михаил Щапов проголосовал против.
- К сожалению, я не услышал, чтобы Минтруд поставил задачу изменить существующие подходы к обеспечению занятости населения, - прокомментировал Михаил Щапов итоги совещания. – Сегодня моих избирателей волнует вопрос о трудоустройстве после 45-50 лет. На личных приемах мне рассказывают, что в этом возрасте почти невозможно найти работу, особенно в небольших городах и поселках. Люди боятся, что, потеряв место, они окажутся обреченными на нищенское существование, будут вынуждены идти на работу с более низкой квалификацией. Программы переобучения здесь вряд ли помогут. Оттого, что человек, потерявший работу из-за возраста, пройдет программу переобучения, возраст у него не изменится.
Эта система уже показала, что она неэффективна. Это хорошо заметно на примере Иркутской области. Несколько лет назад после закрытия БЦБК все, что могли предложить тысячам безработных людей службы занятости, - это временная работа, вахты, переобучение. Причем обучали, как правило, не тем профессиям, которые реально были бы востребованы на рынке труда, а тем, которым могли обучать. Сейчас ситуация повторяется уже в связи с запретом на вылов омуля. Нет никаких оснований считать, что такой подход сработает в случае с повышением пенсионного возраста. Без серьезной перестройки существующей системы трудоустройства, мы не сможем обеспечить занятость пожилых граждан.
В целом, против законопроекта о повышении пенсионного возраста можно привести массу аргументов. Для меня важнейшими являются два. Во-первых, я лично опросил своих избирателей, и 98% ответивших выступило против повышения пенсионного возраста. Если мои избиратели выступают против этого решения, то я не могу придерживаться иной позиции. Во-вторых, это несправедливое решение. Человек, начиная работать, рассчитывает, что, отдавая часть своих доходов, он будет получать определенную сумму пенсии с определенного возраста. Государство сейчас в одностороннем порядке разрывает этот негласный договор. Ответственным поведением политика в такой ситуации будет поиск альтернативных решений. Они есть. Нужно увеличить доходы бюджета, чтобы и дальше компенсировать дефицит ПФР. Например наша партия предложила пакет мер, который позволит увеличить доходную часть федерального бюджета с нынешних 17 трлн рублей до 25 трлн. Но правительство пока нас не слышит.