Предложенные правительством условия ГЧП для строительства сельхозобъектов требуют уточнения

Соответствующее постановление было принято спустя два года после того, как механизмы концессии и ГЧП были распространены на сельское хозяйство.

Депутат Госдумы Михаил Щапов прокомментировал правительственную инициативу.

- Решение долгожданное, даже слишком. Более дух лет прошло с тех пор, как механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства были распространены на сельское хозяйство. Обращает на себя то, что в список этих объектов попали зерно- и овощехранилища, распределительные центы, пункты первичной подготовки плодоовощной продукции. Это положительный момент.

В прошлом году я направлял министру сельского хозяйства Александру Ткачёву письмо, в котором указывал на крайнюю необходимость дополнительной поддержки сельхозпроизводителей Урала, Сибири и Дальнего Востока в части строительства инфраструктуры для хранения и переработки зерна и овощей. Система таких хранилищ и распределительных центров досталась нам с советских времен — с тех пор она не развивалась. Сегодня хранилищ катастрофически не хватает, те, что есть технологически устарели. Это приводит не только к дисбалансу цен на сельхозпродукцию в течение года, но и к разорению сельхозпредприятий - не имея возможности хранить свою продукцию, они вынуждены продавать ее осенью за копейки, лишаясь возможности получать адекватную прибыль и развиваться. Отсутствие оптово-распределительных центров осложняет фермерам вход в торговые сети, а покупателям — доступ к качественной местной продукции.

При существующей системе поддержки сельского хозяйства государство субсидирует до 30 процентов стоимости уже построенного объекта. Однако надо понимать что современные хранилища — это технологичные и дорогие в строительстве объекты. И на таких условиях просто неподъемные для сельхозпроизводителей. В своем письме я предлагал министру сельского хозяйства рассмотреть вопрос об увеличении доли госсубсидий до 50 процентов - это позволило бы существенно расширить круг потенциальных долгосрочных инвесторов.

Предложенный Минсельхозом РФ механизм отнесения сельхозобъектов к объектам концессионного соглашения либо соглашения о ГЧП – важный шаг в правильном направлении и крайне необходимый подзаконный акт к действующему Федеральному закону о ГЧП. Однако дьявол, как известно, прячется в деталях. А деталей данное постановление не содержит. Каковы будут условия концессионных соглашений? Каков процент софинансирования? Будут ли различия в условиях для регионов, ведь заниматься земледелием в Краснодарском крае и в Иркутской области не одно и то же? Хотелось бы видеть типовое концессионное соглашение в качестве приложения к данному постановлению. Пока же мы видим лишь общие рамки и совершенно не понимаем правил игры. А значит, есть риск повторения печальной участи поручения Президента России от 1 мая 2014 г. по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции - вместо 60 ОРЦ за 2015-2016 годы было построено всего три — в Кабардино-Балкарской Республике и Московской области.

Правительство в данном случае продолжает порочную практику последних лет, когда нужные и правильные механизмы развития не работают из-за отсутствия конкретных параметров договорных отношений между государством и бизнесом, а также четко прописанных полномочий федеральной и региональной власти в установлении этих параметров.