О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию).
Содержание: предлагается исключить с 1 января 2019 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной в статье 419 Налогового кодекса РФ, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.
Законопроект создает условия для формирования в период с 2019 года по 2021 год бездефицитного сбалансированного бюджета ПФР и достижения коэффициента замещения на уровне не менее 40 процентов (отношения среднего размера страховых пенсий к среднему заработку по стране), рекомендованного Международной организацией труда.
Обоснование: в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года в соответствии с законодательством по пенсионному страхованию уплата страховых взносов в Пенсионный фонд России производилась по установленным тарифам со всех выплат и вознаграждений работников без ограничения облагаемой базы понижающими тарифами и нормативами, снижающими облагаемую базу.
Порядок исчисления страховых взносов в ПФР со всего заработка работающих граждан по принципу «богатые должны помогать бедным» позволил ПФР в этот сложный в политическом и экономическом отношении период 1991 – 2001 годов обеспечить выплату трудовых пенсий в полном объеме по всей стране за счет мобилизации доходов в ПФР без всякой поддержки из федерального бюджета, а в период с 1997 года по 2001 год добиться формирования профицитного бюджета ПФР и создать резерв в размере месячного объема на финансирование выплаты пенсий.
В 2009 №212-ФЗ был введен новый порядок исчисления страховых взносов с учетом предельной величины облагаемой базы (выплат и вознаграждений), составлявшей 415 тысяч рублей в год, свыше которой исчисление страховых взносов производилось по пониженному тарифу 10%.
Начиная с 2005 года бюджет ПФР стал формироваться с дефицитом страховых средств, который до настоящего времени покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.
Большое влияние, кроме международных санкций, на причины хронического появления дефицита с 2008 года в федеральном бюджете и с 2005 года в бюджете ПФР оказали:
- тотальное сокращение за 25 лет количества предприятий и организаций в реальном секторе экономики;
- уменьшение фактической численности плательщиков страховых взносов в социальные внебюджетные фонды из-за ухода более 20 млн. работников на работу в серую либо в теневую сферы экономики;
- сокращение объемов кредитования организаций реального сектора экономики доступными и более дешевыми кредитами финансово-банковскими структурами страны;
- коррупция и перенос центра тяжести оборота финансовых средств, в том числе выделяемых для финансирования промышленных и оборонных программ, в финансово-спекулятивную сферу как более выгодную для вложения и получения быстрой прибыли.
В соответствии с актуарными расчетами экспертов ПФР в случае исключения предельной величины базы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию общая сумма необлагаемой части базы может составить более 3 019 млрд. рублей.
Общая расчетная сумма страховых взносов, которые можно было дополнительно уплатить в бюджет ПФР в размере 12 процентов с этой необлагаемой базы - 3 019 млрд. рублей, в 2019 году составила бы более 362,28 млрд. руб.
Реализация законопроекта с 01.01.2019 года позволит уже в 2021 году преодолеть дефицит средств на обязательное пенсионное страхование в бюджете ПФР, прогнозируемый в 2019 году в сумме 955,0 млрд. рублей, а также осуществить поэтапное повышение среднего размера страховых пенсий до 40% от среднего заработка в стране в ближайшей перспективе.
Подробнее о законопроекте: № 467664-7
Статус проекта: Возвращен авторам