Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев возможность национализации, не развивает данное положение.
В связи с этим и с учетом зарубежного опыта авторами законопроекта был выбран способ национализации, в соответствии с которым разработан настоящий базовый закон, а уже конкретное имущество национализируется в соответствии с отдельным федеральным законом, принимаемого на основе норм базового Федерального закона «Об основахо национализации в Российской Федерации».
Вводится понятие национализации: «возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в федеральную собственность, осуществляемое в целях «обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, обеспечением законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния».
Национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, в том числе предприятия, их части, акции (доли, паи) национализируемых юридических лиц, а также единые недвижимые комплексы. В состав национализируемого предприятия как объекта прав наравне с иным имуществом включаются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Национализация предполагает применение нескольких способов:
1) изъятия имущества и обращения его в федеральную собственность;
2) увеличения за счет средств федерального бюджета стоимости имущества, в том числе посредством увеличения уставного (складочного) капитала организации, в результате которого государство приобретет контрольный пакет акций (долей, пая) национализируемой организации или доля государства в праве общей долевой собственности на имущество превысит 50%;
3) передачи организации, контрольный пакет акций (долей, пая) которой находится в федеральной собственности, контрольного пакета акций (долей, пая) национализируемой организации, а также иными способами, не запрещенными законодательством РФ.
В целях недопущения государственного произвола, а также проявлений коррупции предполагается широкое обсуждение проектов федеральных законов о национализации посредством общественного обсуждения на интернет портале www.regulation.gov.ru.
Кроме того, законопроект уточняет, что национализация имущества осуществляется как крайняя мера и применяется только в том случае, если указанные цели не могут быть достигнуты иными средствами.
Основаниями для принятия отдельного федерального закона о национализации являются:
- угроза массового сокращения штата (численности) работников градообразующей организации или социально значимой организации, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации либо органа управления такой организации;
- фактическое прекращение функционирования предприятия, имеющего стратегическое значение, признание его несостоятельным (банкротом);
- объявление имущества общенациональным достоянием; монопольное или доминирующее положение предприятия, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин при наличии достаточных для этого оснований;
- приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;
- приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;
- иные обстоятельства, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанные с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
В целях обеспечения прав и свобод собственников и владельцев имущества законопроект предусматривает широкий перечень гарантий, к которым относятся:
1) необходимость запроса сведений об имеющихся правах на национализируемое имущество в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей объектов недвижимого имущества;
2) обеспечение в установленном законом порядке опубликования сообщения о планируемой национализации имущества;
3) размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемой национализации имущества. Кроме того, уточняется возможность обращения собственников или арендаторов национализируемого имущества в суд в целях защиты своих прав и свобод.
Инициатива о национализации имущества, которое может быть обращено в федеральную собственность, может исходить от Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ. Внесение проекта федерального закона о национализации допускается только при наличии заключения Правительства РФ.
Во избежание злоупотребления правом законодательной инициативы законопроект предъявляет следующие требования к содержанию таких проектов федеральных законов:
1) сведения о составе национализируемого имущества с указанием техническо-экономических характеристик и других данных о состоянии изымаемого имущества, в том числе необходимых для идентификации национализируемого имущества и входящих в его состав частей, с целью определения рыночной стоимости изымаемого имущества;
2) наименование и юридический адрес собственника имущества – юридического лица или имя и место жительства собственника имущества – физического лица;
3) основания национализации;
4) способ национализации имущества;
5) определение органа государственной власти или иного органа, уполномоченного на проведение национализации имущества;
6) определение сроков проведения национализации имущества;
7) порядок и определение срока уплаты собственнику изымаемого имущества возмещения.
Схема национализации совпадает с порядком принятия проектов федеральных законов Государственной Думой Российской Федерации.
Во избежание злоупотребления полномочиями в сфере национализации законопроектом предусмотренынормы, обязывающие Правительство РФдавать отрицательный отзыв на проект федерального закона о национализации в следующих случаях:
1) законопроект о национализации не содержит необходимых сведений;
2) не подтвердились основания национализации имущества;
3) сопроводительные документы к законопроекту о национализации не содержат предварительной оценки размера возмещения собственнику национализируемого имущества;
4) выявлены иные, помимо национализации имущества, возможности удовлетворения государственных нужд.
Осуществление процесса национализации предполагает заключение соглашения с собственником.
В случае, когда в процессе переговоров не удалось достичь согласия в отношении размера возмещения или, если собственник национализируемого имущества уклоняется от подписания соглашения о размере возмещения, уполномоченный федеральный органисполнительной власти в сфере имущественных отношений, обращается в арбитражный суд для разрешения спора о размере возмещения.
В данном случае проектируемые нормы совпадают с положениями Земельного кодекса РФ, регулирующими отношения по изъятию земельных участков для государственных нужд.
Размер возмещения за изымаемое в целях национализации имущество предлагается определять в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Подробнее о законопроекте: № 692092-7
Голосование: Справка о результатах голосования
Статус проекта: Отклонен в 1 чтении